Вокруг аутизма существует много прочно укоренившихся мифов, у значительной части общества люди с аутизмом вызывают опасения. Часто и по разным причинам семьи детей с аутизмом оказываются вне нормальной социальной жизни. Многие подходы к коррекции поведения и интеграции аутичных детей в социум вызывают вопросы и горячие споры.
В журнале The Lancet Child & Adolescent Health в качестве редакционной опубликована небольшая статья, названная «Доброжелательность и сочувствие к аутичным детям, основанные на фактических данных».
Авторы статьи подчеркивают, что быть аутистом – это не трагедия. Аутизм – это образ жизни, проявление нейроразнообразия человека, а не случайный или патологический процесс. Но аутизм слишком часто приводит к выраженной инвалидности, отклонениям в психическом и физическом аспектах здоровья, сокращению продолжительности жизни вследствие попыток встроиться в рамки жестких и негибких ожиданий общества и поиска помощи в системах здравоохранения, образования и социальной поддержки, которые работают на принципах, составленных без понимания потребностей аутичных людей.
Аутичные люди, независимо от расы, пола и способности к общению, ясно понимают, что они нуждаются не в исправлении или лечении, а в признании, принятии и поддержке своего образа жизни. Тем не менее продолжается множество исследований, предлагаются профессиональные рекомендации, пропагандирующие поведенческие подходы, основанные на соблюдении требований и поощрении для формирования поведения аутичных детей в направлении, более подходящем для внешнего наблюдателя, при скудных доказательствах пользы и недостаточной оценке потенциального вреда. Подавляющее большинство родителей сообщают, что рекомендации медицинских работников о том, как поддерживать своих аутичных детей и контролировать их поведение, не работают. Взрослые аутисты, которые в детстве подвергались коррекции, основанной на поведенческом подходе, рассказывают о том, как она лишила их способности к саморегуляции, научила игнорировать собственные потребности и маскировать свои аутентичные черты, тем самым способствуя возникновению распространенных, но не присущих аутизму последствий для психического здоровья. Нейронаука установила, что многие формы поведения, считающиеся проблемными – срывы, замкнутость, избегание, разрушительные эмоциональные вспышки и агрессивное поведение, – являются внешними проявлениями инстинктивных нейрофизиологических реакций выживания, характерных для всех людей, ощущающих угрозу или опасность, независимо от наличия у них аутизма, – борьба, бегство, замирание.
Семьи более успешны в поиске подходов для выстраивания отношений, создающих чувство безопасности, столь важного для аутичных детей и молодых людей и позволяющего им благополучно развиваться.
Медицинские учреждения могут восприниматься аутичными детьми как чрезвычайно угрожающие и способствующие стрессу. Появляются и внедряются методы, обеспечивающие более комфортное и безопасное медицинское обслуживание, отвечающее потребностям аутичных людей.
В заключении авторы акцентируют внимание на том, что клиницистам и исследователям крайне важно проявлять больше любопытства, сочувствия и доброты к аутичному ребенку, в исправлении нуждается не его поведение, а жесткие и негибкие ожидания современного общества.
Для прочтения полного текста статьи перейдите по ссылке: Основанные на фактических данных доброта и сочувствие для аутичных детей