Недостаточная эффективность лечения пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) отчасти связана с их низкой приверженностью лечению, что обусловлено слабой информированностью пациентов о заболевании. В статье изложена методика терапевтического обучения больных с ФП, разработанная на базе ГБОУ ВПО ИвГМА, показано ее влияние на уровень информированности пациентов о заболевании, их приверженность лечению и качество жизни. Обучение в школе для больных с ФП приводило также к снижению количества обращений за амбулаторной и стационарной медицинской помощью в связи с ухудшением течения аритмии. Положительная динамика этих показателей отмечена как в ранние сроки после обучения, так и спустя 3 года после его окончания.
Ключевые слова: фибрилляция предсердий, терапевтическое обучение, информированность пациентов, приверженность лечению, качество жизни.
________________________________________________
Lack of efficacy of treatment of patients with atrial fibrillation (AF) is partly due to their low adherence, stipulatedby a lack of disease awareness among the patients. The article describes a technique of therapeutic training of patients with AF, developed on the basis of Ivanovo State Medical Academy and its influence on patients' awareness about the disease, their treatment adherence and quality of life. Schooling for patients with AF also led to a decrease in the number of applications for inpatient and outpatient medical care due to the worsening of arrhythmia. Positive dynamics of these indicators was noted early after training, and also 3 years after its closure.
Key words: atrial fibrillation, therapeutic education, patient awareness, treatment adherence, quality of life.
1. Falk RN. Atrial fibrillation. N Engl J Med 2001; 344: 1067–78.
2. Kannel WB, Wolf PA, Benjamin EJ, Levy D. Prevalence, incidence, and predisposing for atrial fibrillation: population-based estimates. Am J Cardiol 1998; 82: 2N–N9.
3. Муромкина А.В., Назарова О.А. Качество жизни больных с фибрилляцией предсердий (материалы конгресса). От диспансеризации к высоким технологиям: материалы конгресса. Кардиоваск. терапия и профилактика. 2006; 5–6 (Прил.): 247.
4. Kalra L, Yu G, Perez I et al. Prospective cohort study to determine if trial efficacy of anticoagulation for stroke prevention in atrial fibrillation translates into clinical effectiveness. BMJ 2000; 320: 1236–9.
5. Kochiadacis G, Igoumenidis N, Marcetou M et al. Low-dose amiodarone versus sotalol for suppression for recurrent symptomatic atrial fibrillation. PACE 1997; 20 (5) Part 11: 1448.
6. Булкина Л.С., Белевский А.С., Княжевская Н.П., Чучалин А.Г. Влияние обучения больных с бронхиальной астмой на течение заболевания. Терапевт. арх. 1996; 12: 30–5.
7. Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с выраженной хронической сердечной недостаточностью на качество жизни и потребность в повторных госпитализациях: результаты 12-месячного рандомизированного исследования. Кардиология. 2002; 5: 56–61.
8. Евзерихина А.В., Тороп П.В., Дианкина М.С. Методические основы обучения в школе больных хронической сердечной недостаточностью. Сердечная недостаточность. 2005; 6 (5): 213–6.
9. Интякова Ю.В., Назарова О.А., Муромкина А.В. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий. Программа занятий: метод. рекомендации. 2009.
10. Муромкина А.В., Интякова Ю.В. Терапевтическое обучение больных с фибрилляцией предсердий. Вестн. Ивановской медицинской академии. 2007; 3–4: 52–3.
11. Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в «Школе для пациентов с фибрилляцией предсердий». Вестн. аритмологии. 2008; 52: 37–40.
12. Необходимый этап улучшения прогноза больных с фибрилляцией предсердий. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий, получающих антикоагулянтную терапию. Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова. CorVasaSaNguis. 2007; 2.
13. Поздняков В.М., Тарасов А.В., Белоносова С.В. Если сердце бьется неровно. Памятка для пациентов с фибрилляцией предсердий. М., 2011.
14. Сулимов В.А. Что нужно знать пациенту с мерцательной аритмией. Вопросы и ответы. М., 2006.
15. Кодряну Л.И., Концевая А.В., Шутемова Е.А. и др. Мотивация к обучению и самоконтролю своего заболевания больных артериальной гипертензией разных возрастных групп. Сборник тезисов научно-практической конференции «Артериальная гипертония: возрастные аспекты». Иваново, 2003; с. 67.
Авторы
А.В.Муромкина*1, О.А.Назарова2, Ю.В.Интякова3
1 ОБУЗ Кардиологический диспансер, Иваново;
2 ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России;
3 ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области
*AMuromkina@mail.ru
________________________________________________
A.V.Muromkina*1, O.A.Nazarova2, Yu.V.Intyakova3
1 Cardiological Dispensary, Ivanovo;
2 Ivanovo State Medical Academy;
3 Ivanovo Regional Center of Hygiene and Epidemiology
*AMuromkina@mail.ru