Данные многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствуют, что во многих развитых странах хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является одним из самых распространенных прогрессирующих и прогностически неблагоприятных осложнений заболеваний сердечно-сосудистой системы. В настоящий момент достаточно остро стоит вопрос кардиореабилитации таких пациентов. Целью нашего исследования было изучение влияния разных форм структурированного обучения в специальных школах для больных с ХСН на клиническое течение и прогноз заболевания. Материалы и методы: исследование состояло из двух этапов, в него были включены 158 пациентов с ХСН II–III функционального класса. Проводилась оценка выживания полученных знаний, клинического состояния по шкале оценки клинического состояния, дистанции 6-минутной ходьбы, качества жизни по Миннесотскому опроснику, приверженности проводимой терапии, частоты госпитализаций в связи с декомпенсацией ХСН, обращаемости в поликлинику, частоты смертельных исходов, уровня высокочувствительного С-реактивного белка, функции левого желудочка по результатам эхокардиографии. Результаты: применение интерактивного обучения позволило значительно повысить приверженность пациентов лечению (D=5%), что в свою очередь значительно улучшило их клиническое состояние, качество жизни, показатели теста 6-минутной ходьбы и функцию левого желудочка, а также снизило количество госпитализаций в связи с декомпенсацией кровообращения (в 1,6 раза) и обращаемость в поликлинику (до 0,5 раза в месяц). Таким образом, применение интерактивного обучения пациентов является неотъемлемой частью кардиореабилитационных мероприятий у пациентов с ХСН.
Data from numerous epidemiological studies indicate that in many developed countries, heart failure is one of the most common, progressive and predictive of adverse complications of diseases of the cardiovascular system. At the moment, that is a rather acute problem of cardiac rehabilitation of such patients. The purpose of our study was to investigate the effect of various forms of structured learning in special schools for CHF patients on the clinical course and prognosis. Materials and Methods: This study consisted of two phases, including 158 patients with chronic heart failure II–III FC. Evaluated the survival of the knowledge, clinical status, distance of a 6-minute walk, Minnesota QoL questionnaire, adherence to therapy, the frequency of hospital admissions for heart failure decompensation, referral to the clinic, the frequency of deaths, the level of CRP, LV function the results of echocardiography. The results: the use of interactive learning will significantly improve patient compliance to treatment (D=5%), which in turn significantly improved the clinical condition of patients, quality of life, performance test, 6-minute walk, and left ventricular function, as well as reduced the number of hospitalizations with circulatory decompensation (1,6-times), and uptake to the clinic (up to 0,5 times a month). Thus, the use of interactive patient education is an integral part of the cardiorehabilitation events in patients with CHF.
1. Кутузова А.Э., Недошивин Н.Б., Перепеч Н.Б. Реабилитация больных с хронической сердечной недостаточностью: физические тренировки на стационарном этапе. Проблемы реабилитации. 2000; 2: 102–5.
2. Беленков Ю.Н., Мареев В.Ю., Агеев Ф.Т. Эпидемиологические исследования сердечной недостаточности: состояние вопроса. ЖСН. 2002; 3 (2): 57–8.
3. Беленков Ю.Н., Мареев В.Ю., Агеев Ф.Т., Даниелян М.О. Первые результаты национального эпидемиологического обследования больных ХСН в реальной практике (по обращаемости) – ЭПОХА-О-ХСН. ЖСН. 2003; 4 (3): 116–21.
4. Беленков Ю.Н. Влияние специализированных форм активного амбулаторного ведения на функциональный статус, качество жизни и показатели гемодинамики больных с выраженной сердечной недостаточностью. Результаты российской программы ШАНС. ЖСН. 2007; 8 (3): 112–6.
5. Fonarow GC, Gheorghiade M, Abraham WT. Importance of in-hospital initiation of evidence-based medical therapies for heart failure-a review. Am J Cardiol 2004; 94 (9): 1155–60.
6. Strömberg A, Dahlström U, Fridlund B. Computer-based education for patients with chronic heart failure. A randomised, controlled, multicentre trial of the effects on knowledge, compliance and quality of life. Patient Educ Couns 2006; 64 (1–3): 128–35.
7. Strömberg A. Educating nurses and patients to manage heart failure. Eur J Cardiovasc Nurs 2002; 1: 33–40.
8. Strömberg A. Patient-related factors of compliance in heart failure: some new insights into an old problem. Eur Heart J 2006; 27 (4): 379–81.
9. Strömberg A. The crucial role of patient education in heart failure. Eur J Heart Fail 2005; 7: 363–9.
10. Labrunée M, Pathak A, Loscos M et al. Therapeutic education in cardiovascular diseases: State of the art and perspectives. Ann Phys Rehabil Med 2012; 55 (5): 322–41.
11. Sohn S, Helms TM, Pelleter JT et al. Costs and benefits of personalized healthcare for patients with chronic heart failure in the care and education program «Telemedicine for the Heart». Telemed J E Health 2012; 18 (3): 198–204.
12. Wakefield BJ, Boren SA, Groves PS, Conn VS. Heart Failure Care Management Programs: A Review of Study Interventions and Meta-Analysis of Outcomes. J Cardiovasc Nurs 2012. [Epub ahead of print].