Материалы доступны только для специалистов сферы здравоохранения.
Чтобы посмотреть материал полностью
Авторизуйтесь
или зарегистрируйтесь.
Клиническая и медико-социальная эффективность терапевтического обучения больных с фибрилляцией предсердий - Научно-практический журнал Cardioсоматика Том 4, №4 (2013)
Клиническая и медико-социальная эффективность терапевтического обучения больных с фибрилляцией предсердий
Материалы доступны только для специалистов сферы здравоохранения.
Чтобы посмотреть материал полностью
Авторизуйтесь
или зарегистрируйтесь.
Аннотация
Недостаточная эффективность лечения пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) отчасти связана с их низкой приверженностью лечению, что обусловлено слабой информированностью пациентов о заболевании. В статье изложена методика терапевтического обучения больных с ФП, разработанная на базе ГБОУ ВПО ИвГМА, показано ее влияние на уровень информированности пациентов о заболевании, их приверженность лечению и качество жизни. Обучение в школе для больных с ФП приводило также к снижению количества обращений за амбулаторной и стационарной медицинской помощью в связи с ухудшением течения аритмии. Положительная динамика этих показателей отмечена как в ранние сроки после обучения, так и спустя 3 года после его окончания.
Ключевые слова: фибрилляция предсердий, терапевтическое обучение, информированность пациентов, приверженность лечению, качество жизни.
Key words: atrial fibrillation, therapeutic education, patient awareness, treatment adherence, quality of life.
Ключевые слова: фибрилляция предсердий, терапевтическое обучение, информированность пациентов, приверженность лечению, качество жизни.
________________________________________________
Key words: atrial fibrillation, therapeutic education, patient awareness, treatment adherence, quality of life.
Полный текст
Список литературы
1. Falk RN. Atrial fibrillation. N Engl J Med 2001; 344: 1067–78.
2. Kannel WB, Wolf PA, Benjamin EJ, Levy D. Prevalence, incidence, and predisposing for atrial fibrillation: population-based estimates. Am J Cardiol 1998; 82: 2N–N9.
3. Муромкина А.В., Назарова О.А. Качество жизни больных с фибрилляцией предсердий (материалы конгресса). От диспансеризации к высоким технологиям: материалы конгресса. Кардиоваск. терапия и профилактика. 2006; 5–6 (Прил.): 247.
4. Kalra L, Yu G, Perez I et al. Prospective cohort study to determine if trial efficacy of anticoagulation for stroke prevention in atrial fibrillation translates into clinical effectiveness. BMJ 2000; 320: 1236–9.
5. Kochiadacis G, Igoumenidis N, Marcetou M et al. Low-dose amiodarone versus sotalol for suppression for recurrent symptomatic atrial fibrillation. PACE 1997; 20 (5) Part 11: 1448.
6. Булкина Л.С., Белевский А.С., Княжевская Н.П., Чучалин А.Г. Влияние обучения больных с бронхиальной астмой на течение заболевания. Терапевт. арх. 1996; 12: 30–5.
7. Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с выраженной хронической сердечной недостаточностью на качество жизни и потребность в повторных госпитализациях: результаты 12-месячного рандомизированного исследования. Кардиология. 2002; 5: 56–61.
8. Евзерихина А.В., Тороп П.В., Дианкина М.С. Методические основы обучения в школе больных хронической сердечной недостаточностью. Сердечная недостаточность. 2005; 6 (5): 213–6.
9. Интякова Ю.В., Назарова О.А., Муромкина А.В. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий. Программа занятий: метод. рекомендации. 2009.
10. Муромкина А.В., Интякова Ю.В. Терапевтическое обучение больных с фибрилляцией предсердий. Вестн. Ивановской медицинской академии. 2007; 3–4: 52–3.
11. Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в «Школе для пациентов с фибрилляцией предсердий». Вестн. аритмологии. 2008; 52: 37–40.
12. Необходимый этап улучшения прогноза больных с фибрилляцией предсердий. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий, получающих антикоагулянтную терапию. Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова. CorVasaSaNguis. 2007; 2.
13. Поздняков В.М., Тарасов А.В., Белоносова С.В. Если сердце бьется неровно. Памятка для пациентов с фибрилляцией предсердий. М., 2011.
14. Сулимов В.А. Что нужно знать пациенту с мерцательной аритмией. Вопросы и ответы. М., 2006.
15. Кодряну Л.И., Концевая А.В., Шутемова Е.А. и др. Мотивация к обучению и самоконтролю своего заболевания больных артериальной гипертензией разных возрастных групп. Сборник тезисов научно-практической конференции «Артериальная гипертония: возрастные аспекты». Иваново, 2003; с. 67.
2. Kannel WB, Wolf PA, Benjamin EJ, Levy D. Prevalence, incidence, and predisposing for atrial fibrillation: population-based estimates. Am J Cardiol 1998; 82: 2N–N9.
3. Муромкина А.В., Назарова О.А. Качество жизни больных с фибрилляцией предсердий (материалы конгресса). От диспансеризации к высоким технологиям: материалы конгресса. Кардиоваск. терапия и профилактика. 2006; 5–6 (Прил.): 247.
4. Kalra L, Yu G, Perez I et al. Prospective cohort study to determine if trial efficacy of anticoagulation for stroke prevention in atrial fibrillation translates into clinical effectiveness. BMJ 2000; 320: 1236–9.
5. Kochiadacis G, Igoumenidis N, Marcetou M et al. Low-dose amiodarone versus sotalol for suppression for recurrent symptomatic atrial fibrillation. PACE 1997; 20 (5) Part 11: 1448.
6. Булкина Л.С., Белевский А.С., Княжевская Н.П., Чучалин А.Г. Влияние обучения больных с бронхиальной астмой на течение заболевания. Терапевт. арх. 1996; 12: 30–5.
7. Гиляревский С.Р., Орлов В.А., Хамаганова Л.К. и др. Влияние терапевтического обучения больных с выраженной хронической сердечной недостаточностью на качество жизни и потребность в повторных госпитализациях: результаты 12-месячного рандомизированного исследования. Кардиология. 2002; 5: 56–61.
8. Евзерихина А.В., Тороп П.В., Дианкина М.С. Методические основы обучения в школе больных хронической сердечной недостаточностью. Сердечная недостаточность. 2005; 6 (5): 213–6.
9. Интякова Ю.В., Назарова О.А., Муромкина А.В. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий. Программа занятий: метод. рекомендации. 2009.
10. Муромкина А.В., Интякова Ю.В. Терапевтическое обучение больных с фибрилляцией предсердий. Вестн. Ивановской медицинской академии. 2007; 3–4: 52–3.
11. Муромкина А.В., Интякова Ю.В., Назарова О.А. Методика и эффективность обучения в «Школе для пациентов с фибрилляцией предсердий». Вестн. аритмологии. 2008; 52: 37–40.
12. Необходимый этап улучшения прогноза больных с фибрилляцией предсердий. Школа для пациентов с фибрилляцией предсердий, получающих антикоагулянтную терапию. Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.Алмазова. CorVasaSaNguis. 2007; 2.
13. Поздняков В.М., Тарасов А.В., Белоносова С.В. Если сердце бьется неровно. Памятка для пациентов с фибрилляцией предсердий. М., 2011.
14. Сулимов В.А. Что нужно знать пациенту с мерцательной аритмией. Вопросы и ответы. М., 2006.
15. Кодряну Л.И., Концевая А.В., Шутемова Е.А. и др. Мотивация к обучению и самоконтролю своего заболевания больных артериальной гипертензией разных возрастных групп. Сборник тезисов научно-практической конференции «Артериальная гипертония: возрастные аспекты». Иваново, 2003; с. 67.
Авторы
А.В.Муромкина*1, О.А.Назарова2, Ю.В.Интякова3
1 ОБУЗ Кардиологический диспансер, Иваново;
2 ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России;
3 ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области
*AMuromkina@mail.ru
1 Cardiological Dispensary, Ivanovo;
2 Ivanovo State Medical Academy;
3 Ivanovo Regional Center of Hygiene and Epidemiology
*AMuromkina@mail.ru
1 ОБУЗ Кардиологический диспансер, Иваново;
2 ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России;
3 ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области
*AMuromkina@mail.ru
________________________________________________
1 Cardiological Dispensary, Ivanovo;
2 Ivanovo State Medical Academy;
3 Ivanovo Regional Center of Hygiene and Epidemiology
*AMuromkina@mail.ru
Цель портала OmniDoctor – предоставление профессиональной информации врачам, провизорам и фармацевтам.
