Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Витаминный статус детей дошкольного возраста. Consilium
Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 1: 43–45.
________________________________________________
Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Pereverzeva O.G. et al. Vitamin status of preschool children. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 1: 43–45.
Витаминный статус детей дошкольного возраста
Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Переверзева О.Г. и др. Витаминный статус детей дошкольного возраста. Consilium
Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 1: 43–45.
________________________________________________
Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Pereverzeva O.G. et al. Vitamin status of preschool children. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 1: 43–45.
Мониторинг витаминного статуса детей необходим для целенаправленной коррекции выявленных дефицитов в питании. В зимне-весенний период 2015 г. обследованы 49 детей (26 мальчиков и 23 девочки) в возрасте от 4 до 7 лет (средний возраст 5,7±0,7 года), посещающих дошкольное образовательное учреждение в Дмитровском районе Московской области. Лишь 10 (20,4%) детей принимали витаминно-минеральные комплексы (ВМК), 3 (6,1%) ребенка – витамин С и 1 (2,0%) ребенок – витамин D. Обеспеченность витаминами С, В1, В2 и В6 детей дошкольного возраста оценивали неинвазивными методами по экскреции витаминов (аскорбиновой кислоты, тиамина, рибофлавина и 4-пиридоксиловой кислоты) с собранной натощак утренней порцией мочи. Недостаток витаминов С и В2 обнаруживался у 34,7% обследованных детей, витаминов В1 и В6 – достоверно чаще (у 61,2–71,4%). Лишь 22,4% детей были обеспечены всеми исследованными витаминами, сочетанный недостаток 3–4 витаминов (полигиповитаминоз) выявлялся у 44,9% детей. Дети, принимавшие витаминные комплексы, были лучше обеспечены этими микронутриентами. Полученные данные свидетельствуют о необходимости восполнения недостаточного потребления витаминов детьми. Одним из способов коррекции дефицита витаминов является включение в рацион дошкольников обогащенных витаминами пищевых продуктов массового потребления (молочные продукты, хлебобулочные изделия, концентраты для приготовления напитков, сухие зерновые завтраки), одна порция которых содержит витамины в дозе от 15 до 50% от рекомендуемой нормы потребления. Вторым способом улучшения витаминного статуса является регулярный прием ВМК, содержащих полный набор витаминов в дозах, соответствующих возрастной физиологической потребности ребенка.
Ключевые слова: витамины, сочетанная недостаточность витаминов, дети дошкольного возраста, экскреция витаминов с мочой.
________________________________________________
Monitoring of children's vitamin status enables targeted correction of deficiencies in the diet. 49 children (26 boys and 23 girls) 4 to 7 years old (mean age 5.7±0.7 years) attending pre-school educational institution in Moscow region have been surveyed in the winter-spring period in 2015. Only 10 (20.4%) children received multivitamin-mineral complexes, 3 (6.1%) children – vitamin C and 1 (2.0%) child – vitamin D. The non-invasive assessment of vitamin C, В1, B2 and B6 status was carried out by means morning urinary excretion of ascorbic acid, thiamin, riboflavin and 4-piridoxic acid. The lack of vitamin C and B2 was found in 34.4% of the children surveyed, vitamin B1 and B6 – significantly more often (in 61.2–71.4%). Only 22.4% of children were provided with all the investigated vitamins, combined lack of 3–4 vitamins (multiple-vitamin insufficiency) was detected in 44.9% of children. Children кeceived vitamin multicomplexes were better provided with these micronutrients. The findings suggest the need to compensate for insufficient vitamin intake of children. Inclusion of enriched (one portion of which contains 15–50% of the recommended intakes of vitamins) with vitamins food of mass consumption (dairy products, bakery products, concentrates for preparing beverages, dry breakfast cereals) in the diet preschool children is one of the ways, Тhe second way to improve the vitamin status is regular intake of multivitamin-mineral complexes, containing a complete set of vitamins in doses corresponding to the age of the physiological needs of the child.