Богородицкая А.В., Сарафанова М.Е., Голованева К.Д. и др. Тактика ведения детей с разными формами ринофонии.
Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 2: 37–40.
________________________________________________
Bogoroditskaya A.V., Sarafanova M.E., Golovaneva K.D. et al. Management of children with different forms of rhinophony. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 2: 37–40.
Тактика ведения детей с разными формами ринофонии
Богородицкая А.В., Сарафанова М.Е., Голованева К.Д. и др. Тактика ведения детей с разными формами ринофонии.
Consilium Medicum. Педиатрия (Прил.). 2016; 2: 37–40.
________________________________________________
Bogoroditskaya A.V., Sarafanova M.E., Golovaneva K.D. et al. Management of children with different forms of rhinophony. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2016; 2: 37–40.
Ринофония (нарушение тембра голоса) характеризуется специфическим назальным оттенком голоса, который обусловлен нарушением работы небно-глоточного затвора при сохраненном звукопроизношении. Для оказания квалифицированной помощи детям в клинической практике наиболее важно уметь различать и понимать особенности разных форм ринофонии. Выделяют открытую, закрытую и смешанную ринофонии. Причины развития открытой ринофонии (гиперназализации) достаточно разнообразны (врожденная расщелина неба, парезы и параличи мягкого неба и т.д.). Всем детям с открытой ринофонией требуется консультация логопеда с последующим проведением коррекционных занятий. При закрытой ринофонии отмечается гипоназализация, которая возникает вследствие патологии полости носа, околоносовых пазух и носоглотки, приводящей к затруднению носового дыхания. Реабилитация данного контингента пациентов заключается в консервативном или хирургическом лечении патологии верхних дыхательных путей врачом-оториноларингологом. В некоторых случаях после успешно проведенного лечения отмечается появление гиперназализации вследствие развития небно-глоточной недостаточности. В этом случае необходимо направить пациента к логопеду для проведения коррекционного обучения. Смешанная ринофония представляет собой наличие гипер- и гипоназализального оттенка голоса, ее причиной является сочетание непроходимости носовых ходов и наличие небно-глоточной недостаточности. Для определения тактики лечения данного контингента детей требуются тщательное обследование и наблюдение у разных специалистов: оториноларинголога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, логопеда и др. Причины развития ринофонии достаточно разнообразны. Не следует забывать, что у одного пациента возможно наличие двух или более причин, приводящих к возникновению нарушения тембра голоса. Таким образом, необходим комплексный подход команды специалистов в реабилитации данного контингента детей.
Ключевые слова: ринофония, гиперназализация, гипоназализация, врожденная расщелина верхней губы и неба, дети, аденоидные вегетации, аденотомия, небно-глоточная недостаточность.
________________________________________________
Rhinophony (violation of the tone of voice) is characterized by a specifically shaded nasal voice, which is caused by the violation of the velopharyngeal closure during speaking. In order to provide professional assistance to children in clinical practice, the most important thing is to be able to distinguish and understand the characteristics of different forms of the disease. There are open, closed and mixed types of rhinophony. The reasons for the development of an open rhinophony (hypernasalisation) are quite varied (congenital cleft palate, paresis and paralysis of the soft palate, etc.). All children with open rhinophony require speech therapy consultation, followed by rehabilitative training. In the cases of closed rhinophony, the hyponasalisation that arises due to the pathology of the nasal cavity, paranasal sinuses and throat, leading to difficulty in nasal breathing is noted. Rehabilitation of the patient is conservative or surgical treatment of diseases of the upper respiratory tract is performed by physician otolaryngologist. In some cases, after successful treatment of the appearance of notes due to hypernasalisation of velopharyngeal insufficiency. In this case it is necessary to refer the patient to a speech therapist for remedial education. Mixed rhinophony combines the presence of hyper- and hyponasal tone of voice, being a cause of the combination of obstruction of the nasal passages and the presence of velopharyngeal insufficiency. To determine the tactics of treatment of this population of children requires careful examination and observation by different specialists:. ENT, maxillofacial surgeon, neurologist, speech therapist, etc. Causes of rhinophony can be, and are- quite diverse. We should not forget that a patient may have two or more reasons that give rise to violations of the tone of voice. Thus, an integrated approach requires the presence of a team of specialists in the rehabilitation of this category of children.
1. Орлова О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушением голоса. Актуальные проблемы фониатрии. М., 1996; с. 17–8. / Orlova O.S. Korrektsionno-pedagogicheskaia rabota u detei s narusheniem golosa. Aktual'nye problemy foniatrii. M., 1996; s. 17–8. [in Russian]
2. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. Пер. с англ. А.В.Недвецкого. М.: Медицина, 1990. / Vil'son D.K. Narushenie golosa u detei. Per. s angl. A.V.Nedvetskogo. M.: Meditsina, 1990. [in Russian]
3. Vogel AP, Ibrahim HM, Reilly S, Kilpatrick NA. Сomparative study of two acoustic measures of hypernasality. J Speech Lang Hear Res 2009; 52 (6): 1640–51.
4. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. Пер. с чеш. М.: Медгиз, 1962; с. 128–50. / Zeeman M. Rasstroistvo rechi v detskom vozraste. Per. s chesh. M.: Medgiz, 1962; s. 128–50. [in Russian]
5. Dodderi T, Narra M, Varghese SM, Deepak DT. Spectral Analysis of Hypernasality in Cleft Palate Children: A Pre-Post Surgery Comparison. J Clin Diagn Res 2016; 10 (1): MC01-3.
6. Gohilot A, Pradhan T, Keluskar KM. Cephalometric evaluation of adenoids, upper airway, maxilla, velum length, need ratio for determining velopharyngeal incompetency in subjects with unilateral cleft lip and palate. J Indian Soc Pedod Prev Dent 2014; 32 (4): 297–303.
________________________________________________
1. Orlova O.S. Korrektsionno-pedagogicheskaia rabota u detei s narusheniem golosa. Aktual'nye problemy foniatrii. M., 1996; s. 17–8. [in Russian]
2. Vil'son D.K. Narushenie golosa u detei. Per. s angl. A.V.Nedvetskogo. M.: Meditsina, 1990. [in Russian]
3. Vogel AP, Ibrahim HM, Reilly S, Kilpatrick NA. Сomparative study of two acoustic measures of hypernasality. J Speech Lang Hear Res 2009; 52 (6): 1640–51.
4. Zeeman M. Rasstroistvo rechi v detskom vozraste. Per. s chesh. M.: Medgiz, 1962; s. 128–50. [in Russian]
5. Dodderi T, Narra M, Varghese SM, Deepak DT. Spectral Analysis of Hypernasality in Cleft Palate Children: A Pre-Post Surgery Comparison. J Clin Diagn Res 2016; 10 (1): MC01-3.
6. Gohilot A, Pradhan T, Keluskar KM. Cephalometric evaluation of adenoids, upper airway, maxilla, velum length, need ratio for determining velopharyngeal incompetency in subjects with unilateral cleft lip and palate. J Indian Soc Pedod Prev Dent 2014; 32 (4): 297–303.
1 ГБУЗ Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф.Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы. 119620, Россия, Москва, ул. Авиаторов, д. 38;
2 ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова Минздрава России. 117997, Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 1;
3 ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет. 119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1;
4 ФГБУ Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России. 123182, Россия, Москва, Волоколамское ш., д. 30, корп. 2
*Radtsig_e@rsmu.ru
1 V.F.Voino-Yasenetsky Scientific and Practical Center of Specialized Medical Care for Children of the Department of Health of Moscow. 119620, Russian Federation, Moscow, ul. Aviatorov, d. 38;
2 N.I.Pirogov Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 117997, Russian Federation, Moscow, ul. Ostrovitianova, d. 1;
3 Moscow Pedagogical State University. 119991, Russian Federation, Moscow, ul. Malaia Pirogovskaia, d. 1, str. 1;
4 Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology. 123182, Russian Federation, Moscow, Volokolamskoe sh., d. 30, korp. 2
*Radtsig_e@rsmu.ru