Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей
Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей
Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей. Педиатрия. Consilium Medicum. 2019; 1:101–107. DOI:10.26442/26586630.2019.1.190255
________________________________________________
Zavadenko N.N. Speech disorders in children with neurological diseases. Pediatrics. Consilium Medicum. 2019; 1: 101–107.
DOI: 10.26442/26586630.2019.1.190255
Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей
Заваденко Н.Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей. Педиатрия. Consilium Medicum. 2019; 1:101–107. DOI:10.26442/26586630.2019.1.190255
________________________________________________
Zavadenko N.N. Speech disorders in children with neurological diseases. Pediatrics. Consilium Medicum. 2019; 1: 101–107.
DOI: 10.26442/26586630.2019.1.190255
Обсуждаются причины и варианты нарушений развития речи, современные принципы их диагностики и лечения. Рассматриваются клинические формы расстройств развития речи: моторная и сенсорная дисфазии развития (алалии), селективный мутизм, нарушения речи при расстройствах аутистического спектра, различных формах детской эпилепсии. Специфические расстройства развития речи (синоним: дисфазии развития) – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции достигает не менее 5–10%. Поскольку для этих детей характерен высокий уровень тревожности, в ряде случаев приходится дифференцировать дисфазию развития (алалию) с селективным мутизмом – одной из форм тревожных расстройств у детей, манифестирующей в возрасте 2–5 лет c частотой встречаемости в детской популяции менее 1%. В настоящее время селективный мутизм не рассматривается в рамках оппозиционного поведения, но реакции оппозиции могут иметь место, если ребенка заставляют говорить. Нарушения речевого развития – одно из основных проявлений расстройств аутистического спектра (РАС). Основные проявления РАС становятся очевидными до трехлетнего возраста и характеризуются отсутствием нормального речевого развития, нарушениями межличностного взаимодействия, ограниченными повторяющимися паттернами в поведении ребенка. Речь и ее развитие могут страдать при ряде форм эпилепсии, среди которых описаны эпилептическая дисфазия, аутистический эпилептиформный регресс, роландическая эпилепсия. Основными направлениями терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогическая коррекция, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Приводятся данные о терапевтической эффективности препарата гопантентоновой кислоты (Пантогам) при дисфазии развития и нарушениях речи у детей с эпилепсией. Важное значение имеют ранние диагностика и терапия нарушений развития речи у детей. Коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Ключевые слова: расстройства речевого развития, диагноз, дисфазия развития (алалия), селективный мутизм, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, комплексное лечение, ноотропы.
________________________________________________
The causes and variants of speech developmental disorders in children, as well as current approaches to their management are discussed. The clinical forms of disorders are described, including developmental expressive and receptive dysphasias (alalias), selective mutism, delay of speech development in autism spectrum disorders and pediatric epilepsies. Specific developmental language disorders (synonym: developmental dysphasias) represent prevalent neurodevelopmental disorder occurring in at least 5–10% of pediatric population. As increased anxiety level is characteristic for these children, the differential diagnosis in some cases is performed with the selective mutism, which represents a form of anxiety disorders, manifesting in the age of 2–5 years with the incidence in pediatric population less that 1%. Currently selective mutism is no longer viewed primarily as oppositional, but oppositional behavior may occur when the child is pressured to speak. Impairments of speech and language development are one of the features in the autism spectrum disorders. The key deficits in autism spectrum disorders become evident by 3 years of age and include abnormal speech and language development, interpersonal communication impairment, restricted and repetitive patterns of child behavior. Speech and language development may be affected in a number of pediatric epilepsies, including epileptic dysphasia, autistic epileptiphorm regression, Rolandic epilepsy. Treatment approaches in developmental dysphasias in children include logopedic, psychological and educational correction, psychotherapeutic assistance for the child and family, pharmacotherapy. The data about therapeutic efficacy of hopantenic acid medication (Pantogam) are discussed in developmental dysphasia and speech disorders in pediatric epilepsy. Early diagnosis and treatment of speech disorders in children are of great importance. Timely treatment with nootropics facilitates the correction of speech disorders. Key words: speech developmental disorders, diagnosis, developmental dysphasia, selective mutism, autism spectrum disorders, epilepsy, multimodal treatment, nootropics.
Список литературы
1. Owens RE. Language development: An introduction. 9th ed. New York: Pearson Education Inc., 2015.
2. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. Т. 2. М.: Теревинф, 2010.
[N'okikt'en Ch. Detskaia povedencheskaia nevrologiia. T. 2. Moscow: Terevinf, 2010 (in Russian).]
3. Заваденко Н.Н. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2016; 116 (12): 119–25. DOI: 10.17116/jnevro2016116121119-125
[Zavadenko N.N. Rasstroistva razvitiia rechi u detei: ranniaia diagnostika i terapiia. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2016; 116 (12): 119–25. DOI: 10.17116/jnevro2016116121119-125 (in Russian).]
4. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: МЕДпресс-информ, 2010.
[Badalian L.O. Detskaia nevrologiia. Moscow: MEDpress-inform, 2010 (in Russian).]
5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013.
6. МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб., 1994.
[MKB-10 – Mezhdunarodnaia klassifikatsiia boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiia psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv. Issledovatel'skie diagnosticheskie kriterii. Saint Petersburg, 1994 (in Russian).]
7. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006.
[Kornev A.N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty. Saint Petersburg: Rech', 2006 (in Russian).]
8. Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И. Нарушения речи у детей. 3-е изд. Пермь, 2018.
[Kalashnikova T.P., Anisimov G.V., Kravtsov Iu.I. Narusheniia rechi u detei. 3-e izd. Perm, 2018 (in Russian).]
9. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. 5-е изд. М.: Владос, 2009.
[Volkova L.S., Shakhovskaia S.N. Logopediia. 5-e izd. Moscow: Vlados, 2009 (in Russian).]
10. Muris P, Ollendick TH. Children Who are Anxious in Silence: A Review on Selective Mutism, the New Anxiety Disorder in DSM-5. Clin Child Fam Psychol Rev 2015; 18 (2): 151–69. DOI: 10.1007/s10567-015-0181-y
11. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якупова Л.П. и др. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
[Simashkova N.V., Kliushnik T.P., Iakupova L.P. et al. Kliniko-biologicheskie aspekty rasstroistv autisticheskogo spektra. Moscow: GEOTAR-Media, 2016 (in Russian).]
12. Горюнова А.В. Особенности диагностики аутизма у детей первых лет жизни. Вопр. психического здоровья детей и подростков. 2016; 16 (2): 113–21.
[Goriunova A.V. Osobennosti diagnostiki autizma u detei pervykh let zhizni. Vopr. psikhicheskogo zdorov'ia detei i podrostkov. 2016; 16 (2): 113–21 (in Russian).]
13. Заваденко Н.Н., Холин А.А., Заваденко А.Н., Мичурина Е.С. Нарушения развития речи при эпилепсии: патофизиологические механизмы и терапевтические подходы. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2018; 118 (8): 118–25. DOI: 10.17116/jnevro2018118081118
[Zavadenko N.N., Kholin A.A., Zavadenko A.N., Michurina E.S. Narusheniia razvitiia rechi pri epilepsii: patofiziologicheskie mekhanizmy i terapevticheskie podkhody. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2018; 118 (8): 118–25. DOI: 10.17116/jnevro2018118081118 (in Russian).]
14. Deonna T, Roulet-Perez E. Cognitive and behavioural disorders of epileptic origin in children. Cambridge, UK: Mc Keith Press, 2005.
15. Canitano R, Zappella M. Autistic epileptiform regression. Funct Neurol 2006; 21 (2): 97–101.
16. Pal DK, Li W, Clarke T et al. Pleiotropic effects of the 11p13 locus on developmental verbal dyspraxia and EEG centrotemporal sharp waves. Genes Brain Behavior 2010; 9: 1004–12. DOI: 10.1111/j.1601-183X.2010.00648.x
17. Roll P, Rudolf G, Pereira S et al. SRPX2 mutations in disorders of language cortex and cognition. Hum Mol Genet 2006; 15 (7): 1195–207. DOI: 10.1093/hmg/ddl035
18. Tsai MH, Vears DF, Turner SJ et al. Clinical genetic study of the epilepsy-aphasia spectrum. Epilepsia 2013: 54 (2): 280–7. DOI: 10.1111/epi.12065
19. Carvill GL, Regan BM, Yendle SC et al. GRIN2A mutations cause epilepsy-aphasia spectrum disorders. Nature Genetics 2013; 45: 1073–6. DOI: 10.1038/ng.2727
20. Холин А.А. Эпилептические энцефалопатии с электрическим эпилептическим статусом медленноволнового сна (ESES): диагностика и фармакотерапия. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2018; 10 (1): 63–71. DOI: 10.17749/2077-8333.2018.10.1.063-071
[Kholin A.A. Epilepticheskie entsefalopatii s elektricheskim epilepticheskim statusom medlennovolnovogo sna (ESES): diagnostika i farmakoterapiia. Epilepsiia i paroksizmal'nye sostoianiia. 2018; 10 (1): 63–71. DOI: 10.17749/2077-8333.2018.10.1.063-071 (in Russian).]
21. Асмолова Г.А., Заваденко А.Н, Заваденко Н.Н. и др. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Методические рекомендации. М.: Союз педиатров России, Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. 2014.
[Asmolova G.A., Zavadenko A.N, Zavadenko N.N. et al. Ranniaia diagnostika narushenii razvitiia rechi. Osobennosti rechevogo razvitiia u detei s posledstviiami perinatal'noi patologii nervnoi sistemy. Metodicheskie rekomendatsii. Moscow: Soiuz pediatrov Rossii, Rossiiskaia assotsiatsiia spetsialistov perinatal'noi meditsiny. 2014 (in Russian).]
22. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В. Лекарственная терапия дисфазии развития у детей ноотропными препаратами. Вопр. практич. педиатрии. 2013; 8 (5): 24–8.
[Zavadenko N.N., Kozlova E.V. Lekarstvennaia terapiia disfazii razvitiia u detei nootropnymi preparatami. Vopr. praktich. pediatrii. 2013; 8 (5): 24–8 (in Russian).]
23. Воронина Т.А. Пантогам и пантогам актив. Фармакологические эффекты и механизм действия. В сб.: Пантогам и пантогам актив. Клиническое применение и фундаментальные исследования. М., 2009; с. 11–30.
[Voronina T.A. Pantogam i pantogam aktiv. Farmakologicheskie effekty i mekhanizm deistviia. V sb.: Pantogam i pantogam aktiv. Klinicheskoe primenenie i fundamental'nye issledovaniia. Moscow, 2009; p. 11–30 (in Russian).]
24. Гузева В.И., Гузева В.В., Гузева О.В. и др. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с эпилепсией. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2015; 115 (10): 51–5. DOI: 10.17116/jnevro201511510151-55
[Guzeva V.I., Guzeva V.V., Guzeva O.V. et al. Diagnostika i korrektsiia kognitivnykh narushenii u detei doshkol'nogo vozrasta s epilepsiei. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2015; 115 (10): 51–5. DOI: 10.17116/jnevro201511510151-55 (in Russian).]
________________________________________________
1. Owens RE. Language development: An introduction. 9th ed. New York: Pearson Education Inc., 2015.
2. N'okikt'en Ch. Detskaia povedencheskaia nevrologiia. T. 2. Moscow: Terevinf, 2010 (in Russian).
3. Zavadenko N.N. Rasstroistva razvitiia rechi u detei: ranniaia diagnostika i terapiia. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2016; 116 (12): 119–25. DOI: 10.17116/jnevro2016116121119-125 (in Russian).
4. Badalian L.O. Detskaia nevrologiia. Moscow: MEDpress-inform, 2010 (in Russian).]
5. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013.
6.MKB-10 – Mezhdunarodnaia klassifikatsiia boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiia psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv. Issledovatel'skie diagnosticheskie kriterii. Saint Petersburg, 1994 (in Russian).
7. Kornev A.N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty. Saint Petersburg: Rech', 2006 (in Russian).
8. Kalashnikova T.P., Anisimov G.V., Kravtsov Iu.I. Narusheniia rechi u detei. 3-e izd. Perm, 2018 (in Russian).
9.Volkova L.S., Shakhovskaia S.N. Logopediia. 5-e izd. Moscow: Vlados, 2009 (in Russian).
10. Muris P, Ollendick TH. Children Who are Anxious in Silence: A Review on Selective Mutism, the New Anxiety Disorder in DSM-5. Clin Child Fam Psychol Rev 2015; 18 (2): 151–69. DOI: 10.1007/s10567-015-0181-y
11.Simashkova N.V., Kliushnik T.P., Iakupova L.P. et al. Kliniko-biologicheskie aspekty rasstroistv autisticheskogo spektra. Moscow: GEOTAR-Media, 2016 (in Russian).
12.Goriunova A.V. Osobennosti diagnostiki autizma u detei pervykh let zhizni. Vopr. psikhicheskogo zdorov'ia detei i podrostkov. 2016; 16 (2): 113–21 (in Russian).
13. Zavadenko N.N., Kholin A.A., Zavadenko A.N., Michurina E.S. Narusheniia razvitiia rechi pri epilepsii: patofiziologicheskie mekhanizmy i terapevticheskie podkhody. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2018; 118 (8): 118–25. DOI: 10.17116/jnevro2018118081118 (in Russian).
14. Deonna T, Roulet-Perez E. Cognitive and behavioural disorders of epileptic origin in children. Cambridge, UK: Mc Keith Press, 2005.
15. Canitano R, Zappella M. Autistic epileptiform regression. Funct Neurol 2006; 21 (2): 97–101.
16. Pal DK, Li W, Clarke T et al. Pleiotropic effects of the 11p13 locus on developmental verbal dyspraxia and EEG centrotemporal sharp waves. Genes Brain Behavior 2010; 9: 1004–12. DOI: 10.1111/j.1601-183X.2010.00648.x
17. Roll P, Rudolf G, Pereira S et al. SRPX2 mutations in disorders of language cortex and cognition. Hum Mol Genet 2006; 15 (7): 1195–207. DOI: 10.1093/hmg/ddl035
18. Tsai MH, Vears DF, Turner SJ et al. Clinical genetic study of the epilepsy-aphasia spectrum. Epilepsia 2013: 54 (2): 280–7. DOI: 10.1111/epi.12065
19. Carvill GL, Regan BM, Yendle SC et al. GRIN2A mutations cause epilepsy-aphasia spectrum disorders. Nature Genetics 2013; 45: 1073–6. DOI: 10.1038/ng.2727
20. Kholin A.A. Epilepticheskie entsefalopatii s elektricheskim epilepticheskim statusom medlennovolnovogo sna (ESES): diagnostika i farmakoterapiia. Epilepsiia i paroksizmal'nye sostoianiia. 2018; 10 (1): 63–71. DOI: 10.17749/2077-8333.2018.10.1.063-071 (in Russian).
21.Asmolova G.A., Zavadenko A.N, Zavadenko N.N. et al. Ranniaia diagnostika narushenii razvitiia rechi. Osobennosti rechevogo razvitiia u detei s posledstviiami perinatal'noi patologii nervnoi sistemy. Metodicheskie rekomendatsii. Moscow: Soiuz pediatrov Rossii, Rossiiskaia assotsiatsiia spetsialistov perinatal'noi meditsiny. 2014 (in Russian).
22. Zavadenko N.N., Kozlova E.V. Lekarstvennaia terapiia disfazii razvitiia u detei nootropnymi preparatami. Vopr. praktich. pediatrii. 2013; 8 (5): 24–8 (in Russian).
23. Voronina T.A. Pantogam i pantogam aktiv. Farmakologicheskie effekty i mekhanizm deistviia. V sb.: Pantogam i pantogam aktiv. Klinicheskoe primenenie i fundamental'nye issledovaniia. Moscow, 2009; p. 11–30 (in Russian).
24.Guzeva V.I., Guzeva V.V., Guzeva O.V. et al. Diagnostika i korrektsiia kognitivnykh narushenii u detei doshkol'nogo vozrasta s epilepsiei. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2015; 115 (10): 51–5. DOI: 10.17116/jnevro201511510151-55 (in Russian).
Авторы
Н.Н.Заваденко*
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова» Минздрава России. 117997, Россия, Москва, ул. Островитянова, д. 1
*zavadenko@mail.ru
________________________________________________
Nikolay N. Zavadenko*
N.I.Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation.1 Ostrovitianova st., Moscow, 117997, Russian Federation
*zavadenko@mail.ru