Некоторые аспекты адаптационных возможностей девушек-школьниц, обучающихся по разным профильным программам
Некоторые аспекты адаптационных возможностей девушек-школьниц, обучающихся по разным профильным программам
Данилова О.В., Рыжова Е.Г., Холодова И.Н. Некоторые аспекты адаптационных возможностей девушек-школьниц, обучающихся по разным профильным программам. Педиатрия. Consilium Medicum. 2019; 4: 71–74. DOI: 10.26442/26586630.2019.4.190632
________________________________________________
Материалы доступны только для специалистов сферы здравоохранения.
Чтобы посмотреть материал полностью
Авторизуйтесь
или зарегистрируйтесь.
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния регуляторных систем организма у девушек-школьниц, обучающихся в разных профильных классах, с использованием диагностической системы комплекса «Варикард», который оценивает адаптационные возможности организма на основе анализа вариабельности сердечного ритма методом проведения электрокардиограммы. К достоинствам данного метода относятся быстрота, информативность, возможность его использования в амбулаторно-поликлинической сети, а также экономическая целесообразность.
Цель. Используя диагностический комплекс «Варикард», изучить адаптационные возможности и оценить функциональное состояние организма у девушек 9–11 классов, обучающихся по разным профильным программам.
Материалы и методы. В исследование были включены 208 учениц 9–11 классов, обучающихся по разным профильным программам. Средний возраст исследуемых составил 15,61±0,93 года.
Результаты. Нарушения в системе вегетативного гомеостаза встречались у учащихся всех профилей, а состояние равновесия вегетативного гомеостаза более характерно для девочек-подростков – учениц 10-х классов по сравнению с 9 и 11-ми. Состояние адаптации старшеклассниц характеризовалось неблагоприятными показателями в начале профильного обучения (9-й класс), что свидетельствовало о становлении адаптационных процессов, а также в 11-м классе, когда нарастает напряжение в связи с подготовкой к экзаменам. Уровень адаптации у учениц 10-х классов достоверно реже характеризовался снижением стресс-индекса по сравнению с девяти- и одиннадцатиклассницами. Профильных различий по показателям не выявлено, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Использование диагностической системы комплекса «Варикард» позволило быстро и информативно выявить нарушения в системе адаптации и ранние отклонения в состоянии здоровья, выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.
Ключевые слова: девушки-школьницы, профильное обучение, адаптационные возможности, регуляторные системы, система «Варикард», электрокардиограмма, вегетативная нервная система, медико-социальное сопровождение.
Aim. To study the adaptive capabilities and evaluate the functional state of the body in girls of grades 9–11 who study in different specialized programs using the “Varicard” diagnostic complex,.
Materials and methods. The study included 208 students of grades 9–11 studying in various specialized programs. The average age of the subjects was 15.61±0.93 years.
Results. Disorders in the system of autonomic homeostasis were found in students of all profiles, and the equilibrium state of autonomic homeostasis is more characteristic of adolescent girls – students of grade 10 compared to grades 9 and 11. The state of adaptation of high school students was characterized by unfavorable indicators at the beginning of specialized education (9th grade), which testified to the formation of adaptation processes, as well as in the 11th grade, when the tension in connection with preparation for exams increased. The level of adaptation in students of 10th grade was significantly less often characterized by a decrease in the stress index compared with nine and eleven graders. No profile differences in indicators have been identified; therefore, it is not the orientation of the training that matters, but the fact of the transition to the study of a particular specialty. The use of the diagnostic system of the Varicard complex made it possible to quickly and informatively identify violations in the adaptation system and early deviations in the state of health, identify risk groups for students requiring a more detailed examination, differentiated medical and social support and correction.
Key words: girls-schoolgirls, profile training, adaptive capabilities, regulatory systems, the Varicard system, electrocardiogram, autonomic nervous system, medical and social support.
Цель. Используя диагностический комплекс «Варикард», изучить адаптационные возможности и оценить функциональное состояние организма у девушек 9–11 классов, обучающихся по разным профильным программам.
Материалы и методы. В исследование были включены 208 учениц 9–11 классов, обучающихся по разным профильным программам. Средний возраст исследуемых составил 15,61±0,93 года.
Результаты. Нарушения в системе вегетативного гомеостаза встречались у учащихся всех профилей, а состояние равновесия вегетативного гомеостаза более характерно для девочек-подростков – учениц 10-х классов по сравнению с 9 и 11-ми. Состояние адаптации старшеклассниц характеризовалось неблагоприятными показателями в начале профильного обучения (9-й класс), что свидетельствовало о становлении адаптационных процессов, а также в 11-м классе, когда нарастает напряжение в связи с подготовкой к экзаменам. Уровень адаптации у учениц 10-х классов достоверно реже характеризовался снижением стресс-индекса по сравнению с девяти- и одиннадцатиклассницами. Профильных различий по показателям не выявлено, следовательно, имеет значение не направленность обучения, а сам факт перехода к изучению определенной специальности. Использование диагностической системы комплекса «Варикард» позволило быстро и информативно выявить нарушения в системе адаптации и ранние отклонения в состоянии здоровья, выделить группы риска учащихся, требующих более детального обследования, дифференцированного медико-социального сопровождения и коррекции.
Ключевые слова: девушки-школьницы, профильное обучение, адаптационные возможности, регуляторные системы, система «Варикард», электрокардиограмма, вегетативная нервная система, медико-социальное сопровождение.
________________________________________________
Aim. To study the adaptive capabilities and evaluate the functional state of the body in girls of grades 9–11 who study in different specialized programs using the “Varicard” diagnostic complex,.
Materials and methods. The study included 208 students of grades 9–11 studying in various specialized programs. The average age of the subjects was 15.61±0.93 years.
Results. Disorders in the system of autonomic homeostasis were found in students of all profiles, and the equilibrium state of autonomic homeostasis is more characteristic of adolescent girls – students of grade 10 compared to grades 9 and 11. The state of adaptation of high school students was characterized by unfavorable indicators at the beginning of specialized education (9th grade), which testified to the formation of adaptation processes, as well as in the 11th grade, when the tension in connection with preparation for exams increased. The level of adaptation in students of 10th grade was significantly less often characterized by a decrease in the stress index compared with nine and eleven graders. No profile differences in indicators have been identified; therefore, it is not the orientation of the training that matters, but the fact of the transition to the study of a particular specialty. The use of the diagnostic system of the Varicard complex made it possible to quickly and informatively identify violations in the adaptation system and early deviations in the state of health, identify risk groups for students requiring a more detailed examination, differentiated medical and social support and correction.
Key words: girls-schoolgirls, profile training, adaptive capabilities, regulatory systems, the Varicard system, electrocardiogram, autonomic nervous system, medical and social support.
Список литературы
1. Васина Е.В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения. Автореф. дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2010.
[Vasina E.V. Osobennosti psikhofiziologicheskogo razvitiia i adaptatsii starsheklassnikov k raznym profiliam obucheniia. Avtoref. dis. … kand. biol. nauk. Kemerovo, 2010 (in Russian).]
2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P. Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina, 1997 (in Russian).]
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Теоретические основы донозологической диагностики. Донозология и здоровый образ жизни. 2008; 2: 2.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P. Teoreticheskie osnovy donozologicheskoi diagnostiki. Donozologiia i zdorovyi obraz zhizni. 2008; 2: 2 (in Russian).]
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Лучицкая Е.С. и др. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей. М.: Фирма «Слово», 2009.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P., Luchitskaia E.S. et al. Assessment of the level of health in the study of healthy people. Moscow: Firma "Slovo", 2009 (in Russian).]
5. Захарченко М.П. Донозологическая диагностика в современных условиях: методология и методические подходы. Донозология. 2007; 1: 3–8.
[Zakharchenko M.P. Donozologicheskaia diagnostika v sovremennykh usloviiakh: metodologiia i metodicheskie podkhody. Donozologiia. 2007; 1: 3–8 (in Russian).]
2. Baevskii R.M., Berseneva A.P. Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina, 1997 (in Russian).
3. Baevskii R.M., Berseneva A.P. Teoreticheskie osnovy donozologicheskoi diagnostiki. Donozologiia i zdorovyi obraz zhizni. 2008; 2: 2 (in Russian).
4. Baevskii R.M., Berseneva A.P., Luchitskaia E.S. et al. Assessment of the level of health in the study of healthy people. Moscow: Firma "Slovo", 2009 (in Russian).
5. Zakharchenko M.P. Donozologicheskaia diagnostika v sovremennykh usloviiakh: metodologiia i metodicheskie podkhody. Donozologiia. 2007; 1: 3–8 (in Russian).
[Vasina E.V. Osobennosti psikhofiziologicheskogo razvitiia i adaptatsii starsheklassnikov k raznym profiliam obucheniia. Avtoref. dis. … kand. biol. nauk. Kemerovo, 2010 (in Russian).]
2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P. Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina, 1997 (in Russian).]
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Теоретические основы донозологической диагностики. Донозология и здоровый образ жизни. 2008; 2: 2.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P. Teoreticheskie osnovy donozologicheskoi diagnostiki. Donozologiia i zdorovyi obraz zhizni. 2008; 2: 2 (in Russian).]
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Лучицкая Е.С. и др. Оценка уровня здоровья при исследовании практически здоровых людей. М.: Фирма «Слово», 2009.
[Baevskii R.M., Berseneva A.P., Luchitskaia E.S. et al. Assessment of the level of health in the study of healthy people. Moscow: Firma "Slovo", 2009 (in Russian).]
5. Захарченко М.П. Донозологическая диагностика в современных условиях: методология и методические подходы. Донозология. 2007; 1: 3–8.
[Zakharchenko M.P. Donozologicheskaia diagnostika v sovremennykh usloviiakh: metodologiia i metodicheskie podkhody. Donozologiia. 2007; 1: 3–8 (in Russian).]
________________________________________________
2. Baevskii R.M., Berseneva A.P. Assessment of the adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina, 1997 (in Russian).
3. Baevskii R.M., Berseneva A.P. Teoreticheskie osnovy donozologicheskoi diagnostiki. Donozologiia i zdorovyi obraz zhizni. 2008; 2: 2 (in Russian).
4. Baevskii R.M., Berseneva A.P., Luchitskaia E.S. et al. Assessment of the level of health in the study of healthy people. Moscow: Firma "Slovo", 2009 (in Russian).
5. Zakharchenko M.P. Donozologicheskaia diagnostika v sovremennykh usloviiakh: metodologiia i metodicheskie podkhody. Donozologiia. 2007; 1: 3–8 (in Russian).
Авторы
О.В. Данилова1, Е.Г. Рыжова2, И.Н. Холодова*3
1 ГБУЗ ВО «Областная детская клиническая больница», Владимир, Россия;
2 ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых», Владимир, Россия;
3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия
*chin5@yandex.ru
1 Regional Children's Clinical Hospital, Vladimir, Russia;
2 Stoletovs Vladimir State University, Vladimir, Russia;
3 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia
*chin5@yandex.ru
1 ГБУЗ ВО «Областная детская клиническая больница», Владимир, Россия;
2 ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых», Владимир, Россия;
3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия
*chin5@yandex.ru
________________________________________________
1 Regional Children's Clinical Hospital, Vladimir, Russia;
2 Stoletovs Vladimir State University, Vladimir, Russia;
3 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia
*chin5@yandex.ru
Цель портала OmniDoctor – предоставление профессиональной информации врачам, провизорам и фармацевтам.
