Питание дошкольников и младших школьников: тенденции, проблемы и поиск путей оптимизации
Питание дошкольников и младших школьников: тенденции, проблемы и поиск путей оптимизации
Самороднова Е.А. Питание дошкольников и младших школьников: тенденции, проблемы и поиск путей оптимизации. Педиатрия. Consilium Medicum. 2023;4:238-245. DOI: 10.26442/26586630.2023.4.202525
Samorodnova EA. Nutrition of preschoolers and junior schoolchildren: trends, problems and search for ways of optimization. A review. Pediatrics. Consilium Medicum. 2023;4:238-245. DOI: 10.26442/26586630.2023.4.202525
Питание дошкольников и младших школьников: тенденции, проблемы и поиск путей оптимизации
Самороднова Е.А. Питание дошкольников и младших школьников: тенденции, проблемы и поиск путей оптимизации. Педиатрия. Consilium Medicum. 2023;4:238-245. DOI: 10.26442/26586630.2023.4.202525
Samorodnova EA. Nutrition of preschoolers and junior schoolchildren: trends, problems and search for ways of optimization. A review. Pediatrics. Consilium Medicum. 2023;4:238-245. DOI: 10.26442/26586630.2023.4.202525
Питание является одним из ключевых факторов, формирующих и определяющих здоровье детей во все периоды детства. Рациональное питание обеспечивает адекватное развитие детского организма, способствует профилактике широкого круга заболеваний, тогда как нутритивный дисбаланс отражается не только на физическом здоровье, но и на всех сферах жизнедеятельности. В статье представлены обобщенные данные о факторах, обеспечивающих формирование пищевого поведения ребенка, обсуждаются вопросы возрастной физиологии дошкольного и школьного возраста, особенности организации питания с учетом посещения образовательных учреждений. Представлены основные тенденции и проблемы в питании детей 3–10 лет, а также возможные пути их решения. В статье обсуждаются возможности превентивных вмешательств при несбалансированном рационе питания и/или повышенной потребности организма в нутриентах с помощью коррекции рациона питания, образа жизни и применения комбинированных витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок как для обеспечения физиологической потребности организма ребенка, так и в ситуации сформировавшегося дефицита.
Nutrition is one of the key factors shaping and determining the health of children in all periods of childhood. Rational nutrition provides adequate development of children’s organism, contributes to the prevention of a wide range of diseases, while nutritional imbalance affects not only physical health, but also all spheres of life activity. The article presents generalized data on the factors that ensure the formation of nutritional behavior of the child, discusses the issues of age physiology of preschool and school age, the peculiarities of the organization of nutrition, taking into account the attendance of educational institutions. The main trends and problems in the nutrition of children 3–10 years old are presented, as well as possible ways to solve them. The article discusses the possibilities of preventive interventions in case of unbalanced diet and/or increased nutrient requirements of the organism through the correction of diet, lifestyle and the use of combined vitamin and mineral complexes and biologically active additives both to ensure the physiological needs of the child’s organism and in the situation of deficiency.
1. Тутельян В.А. Здоровое питание для общественного здоровья. Общественное здоровье. 2021;1(1):56-64 [Tutelyan VA. Healthy food for public health. Public Health. 2021;1(1):56-64 (in Russian)]. DOI:10.21045/2782-1676-2021-1-1-56-64
2. Глобальные факторы риска для здоровья. Смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска. ВОЗ. 2015 [Global’nye faktory riska dlia zdorov’ia. Smertnost’ i bremia boleznei, obuslovlennye nekotorymi osnovnymi faktorami riska. VOZ. 2015 (in Russian)].
3. Тутельян В.А., Никитюк Д.Б., Буряк Д.А., и др. Качество жизни. Здоровье и питание. Атлас на русском и английском языках. Пер. на англ. О.Н. Кишко. М.: Медицина, 2018 [Tutel’ian VA, Nikitiuk DB, Buriak DA, et al. Kachestvo zhizni. Zdorov’e i pitanie. Atlas na russkom i angliiskom iazykakh. Quality of Life. Per. na angl. ON Kishko. Moscow: Meditsina, 2018 (in Russian)].
4. О состоянии здорового питания в Российской Федерации: Доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020 [O sostoianii zdorovogo pitaniia v Rossiiskoi Federatsii: Doklad. Moscow: Federal’naia sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka, 2020 (in Russian)].
5. Новикова И.И., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., и др. Роль мониторинга качества организации питания детей школьного возраста в снижении риска заболеваний, связанных с пищевым фактором. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(2):31-6 [Novikova II, Shevkun IG, Yanovskaya GV, et al. The role of monitoring the quality of school meals in reducing the risk of nutrition-related diseases. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):31-6 (in Russian)]. DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-2-31-36
6. Детское питание: Руководство для врачей. Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. 4‑е изд., перераб. и доп. М.: Медицинское информационное агентство, 2017 [Detskoe pitanie: Rukovodstvo dlia vrachei. Pod red. VA Tutel’iana, IIa Konia. 4 izd., pererab. i dop. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo, 2017 (in Russian)].
7. Оберлис Д., Харланд Б., Скальный А. Биологическая роль макро- и микроэлементов у человека и животных. Монография. Под ред. проф. А.В. Скального. М.: РУДН, 2018 [Oberlis D, Kharland B, Skal’nyi A. Biologicheskaia rol’ makro- i mikroelementov u cheloveka i zhivotnykh. Monografiia. Pod red. prof. AV Skal’nogo. Moscow: RUDN, 2018 (in Russian)].
8. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: Методические рекомендации. ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. М. 2019 [Programma optimizatsii vskarmlivaniia detei pervogo goda zhizni v Rossiiskoi Federatsii: Metodicheskie rekomendatsii. FGAU «NMITs zdorov’ia detei» Minzdrava Rossii. Moscow. 2019 (in Russian)].
9. Национальная программа по оптимизации обеспеченности витаминами и минеральными веществами детей России (и использованию витаминных и витаминно-минеральных комплексов и обогащенных продуктов в педиатрической практике). Союз педиатров России, и др. М.: ПедиатрЪ, 2017 [Natsional’naia programma po optimizatsii obespechennosti vitaminami i mineral’nymi veshchestvami detei Rossii (i ispol’zovaniiu vitaminnykh i vitaminno-mineral’nykh kompleksov i obogashchennykh produktov v pediatricheskoi praktike). Soiuz pediatrov Rossii, et al. Moscow: Pediatr, 2017 (in Russian)].
10. Коденцова В.М., Рисник Д.В. Множественная микронутриентная недостаточность у детей дошкольного возраста и способы ее коррекции. Лечащий Врач. 2020;(6):52-7 [Kodentsova VM, Risnik DV. Multiple micronutrient deficiency in preschool children and methods for its correction. Lechaschi Vrach. 2020;(6):52-7 (in Russian)]. DOI:10.26295/OS.2020.65.20.010
11. Дурнева М.Ю. Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований. Клиническая и специальная психология. 2015;4(3):1-19 [Durneva MU. Development of eating beh * avior: the way from infancy to adolescence. Review of foreign studies. Clinical Psychology and Special Education.
2015;4(3):1-19 (in Russian)]. DOI:10.17759/psycljn.2015040301
12. Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Шилина Н.М., Гурченкова М.А. Ранние этапы формирования пищевого поведения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017;62(3):125-9 [Pyrieva EA, Gmoshinskaya MV, Shilina NM, Gurchenkova MA. Early stages in the formation of eating behavior. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2017;62(3):125-9 (in Russian)]. DOI:10.21508/1027-4065-2017-62-3-125-129
13. Комарова О.Н., Хавкин А.И. Психогенно обусловленные расстройства приема пищи у детей раннего возраста и способы их коррекции. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015;60(2):108-13 [Komarova ON, Khavkin AI. Psychogenic eating disorders in infants and ways of their correction. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2015;60(2):108-13 (in Russian)].
14. Павловская Е.В. Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста: современные подходы к диагностике и коррекции. Медицинский совет. 2021;(17):32-9 [Pavlovskaya EV. Feeding disorders in children: modern approaches to diagnosis and management. Medical Council. 2021;(17):32-9 (in Russian)]. DOI:10.21518/2079-701X‑2021-17-2
15. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 2‑е изд. М.: Академия, 2007 [Bezrukikh MM, Son’kin VD, Farber DA. Vozrastnaia fiziologiia (fiziologiia razvitiia rebenka). 2 izd. Moscow: Akademiia, 2007 (in Russian)].
16. Нормы физиологических потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21. Утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г. М. 2021 [Normy fiziologicheskikh potrebnosti v energii i pishchevykh veshchestvakh dlia razlichnykh grupp naseleniia Rossiiskoi Federatsii. Metodicheskie rekomendatsii MR 2.3.1.0253-21. Utv. Federal’noi sluzhboi po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka 22 iiulia 2021 g. Moscow. 2021 (in Russian)].
17. Черненков Ю.В., Гуменюк О.И., Глушаков И.А., Глушакова В.Д. Некоторые аспекты формирования рационов питания детей разных возрастных групп. РМЖ. Мать и дитя. 2023;6(2):169-74 [Chernenkov YuV, Gumenyuk OI, Glushakov IA, Glushakova VD. Some aspects of developing diets for children of different age groups. Russian Journal of Woman and Child Health. 2023;6(2):169-74 (in Russian)]. DOI:10.32364/2618-8430-2023-6-2-169-174
18. Тапешкина Н.В., Филимонов С.Н., Коськина Е.В., и др. Гигиеническая оценка питания дошкольников, проживающих в моногороде. Гигиена и санитария. 2020;99(7):712-8 [Tapeshkina NV, Filimonov SN, Koskina SN, et al. Hygiene assessment of the nutrition of preschoolers living in monotown. Hygiene and Sanitation. 2020;99(7):712-8 (in Russian)]. DOI:10.33029/0016-9900-2020-99-7-712-718
19. Тапешкина Н.В., Матвеева О.В., Ердеева С.В., Кунгурова С.О. Сравнительная оценка фактического питания дошкольников при единых подходах в его организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):80-7 [Tapeshkina NV, Matveeva OV, Erdeeva SV, Kungurova SO. Comparative assessment of actual nutrition of preschoolers given uniform approaches to its organization. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):80-7 (in Russian)]. DOI:10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87
20. Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Старовойтов М.В., и др. Оценка обеспеченности витаминами детей дошкольного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017;62(1):114-20 [Vrzhesinskaya OA, Kodentsova VM, Starovoytov MV, et al. Assessment of vitamin supply in preschoolers. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2017;62(1):114-20 (in Russian)]. DOI:10.21508/1027-4065-2017-62-1-114-120
21. Тапешкина Н.В., Коськина Е.В., Ягнюкова Н.В., и др. Актуальные аспекты организации питания дошкольников. Гигиена и санитария. 2021;100(7):724-9 [Tapeshkina NV, Koskina EV, Yagnyukova NV, et al. Actual aspects of feeding management for preschoolers. Hygiene and Sanitation. 2021;100(7):724-9 (in Russian)].
DOI:10.47470/0016-9900-2021-100-7-724-729
22. Филимонов С.Н., Тапешкина Н.В., Коськина Е.В., и др. Состояние фактического питания детей школьного возраста. Гигиена и санитария. 2020;99(7):719-24 [Filimonov SN, Tapeshkina NV, Koskina EV, et al. State of actual nutrition of school age. Hygiene and Sanitation. 2020;99(7):719-24 (in Russian)]. DOI:10.33029/0016-9900-2020-99-7-719-724
23. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;30(8):31-6 [Gorelova ZYu. Hygienic assessment of contemporary nutrition of schoolchildren at home. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(8):31-6 (in Russian)].
DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36
24. Левчук Л.В. Здоровье, макро- и микронутриентная обеспеченность детей дошкольного и младшего школьного возраста. Профилактика алиментарно-зависимых состояний. Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Екатеринбург. 2018 [Levchuk LV. Health, macro- and micronutrient provision of children of preschool and primary school age. Prevention of alimentary-dependent conditions: specialty. Abstract of the dissertation … D. Sci. (Med.). Ekaterinburg. 2018 (in Russian)].
25. Николаева Л.А., Абдурафиева Д.Д, Нефедьева А.О. Гигиеническая оценка питания детей дошкольного возраста. Эпомен: медицинские науки. 2023;9:7-13 [Nikolaeva LA, Abdurafieva DD, Nefedieva AO. Hygienic assessment of the nutrition of preschool children. Epomen: Medical Sciences. 2023;9:7-13 (in Russian)].
26. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Глобенко Н.Э. Проблемы питания современных школьников, включая детей с расстройствами психологического развития (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022;101(11):1372-8 [Kuchma VR, Tkachuk EA, Globenko NE. Nutrition problems of modern schoolchildren, including children with disorders of psychological development. Hygiene and Sanitation. 2022;101(11):1372-8 (in Russian)]. DOI:10.47470/0016-9900-2022-101-11-1372-1378
27. Цукарева Е.А., Авчинникова Д.А. Сравнительная характеристика фактического питания младших школьников с различными показателями пищевого статуса. Гигиена и санитария. 2021;100(5):512-8 [Tsukareva EA, Avchinnikovа DA. Comparative characteristics of the actual nutrition of younger schoolchildren with different indices of nutritional status. Hygiene and Sanitation. 2021;100(5):512-8 (in Russian)]. DOI:10.47470/0016-9900-2021-100-5-512-518
28. Кудреватых М.А., Шатханова Н.А. Оценка питания школьников и его влияние на физическое развитие и заболеваемость. Acta Biomedica Scientifica. 2020;5(5):81-5 [Kudrevatykh MA, Shatkhanova NA. Assessment of School Nutrition and Its Impact on Physical Development and Morbidity. Acta Biomedica Scientifica. 2020;5(5):81-5 (in Russian)]. DOI:10.29413/ABS.2020-5.5.11
29. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации МР 2.4.0179-20. Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020. М., 2020 [Gigiena detei i podrostkov. Rekomendatsii po organizatsii pitaniia obuchaiushchikhsia obshcheobrazovatel’nykh organizatsii. Metodicheskie rekomendatsii MR 2.4.0179-20. Utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 18.05.2020. Moscow, 2020 (in Russian)].
30. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году. Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023 [O sostoianii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia v Rossiiskoi Federatsii v 2022 godu. Gosudarstvennyi doklad. Moscow: Federal’naia sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka, 2023 (in Russian)].
31. Tørslev MK, Nørredam ML, Vitus K. Exploring foodscapes at a Danish Public School: How emotional spaces influence students’ eating practices. Food, Culture & Society. 2017;20(4):587-607. DOI:10.1080/15528014.2017.1357946
32. Vieux F, Dubois C, Duchêne C, Darmon N. Nutritional quality of school meals in France: impact of guidelines and the role of protein dishes. Nutrients. 2018;10(2):205. DOI:10.3390/nu10020205
33. Persson Osowski C, Göranzon H, Fjellström C. Teachers’ interaction with children in the school meal situation: the example of pedagogic meals in Sweden. J Nutr Educ Behav. 2013;45(5):420-7. DOI:10.1016/j.jneb.2013.02.008
34. Шульдайс В.А., Сагитова Г.Р., Торопыгина Е.А., и др. Многоликость проблем школьной медицины: состояние здоровья и организация питания школьников. Медицинский совет. 2022;(19):167-73 [Shuldais VA, Sagitova GR, Toropygina EA, et al. Multiple problems of school medicine: state of health and organization of nutrition for schoolchildren. Medical Council. 2022;(19):167-73 (in Russian)]. DOI:10.21518/2079-701X‑2022-16-19-167-173
35. Попова А.Ю., Шевкун И.Г., Яновская Г.В., Новикова И.И. Гигиеническая оценка организации питания школьников в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;30(2):7-12 [Popova AYu, Shevkun IG, Yanovskaya GV, Novikova II. Hygienic assessment of organizing school nutrition in the Russian Federation. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(2):7-12 (in Russian)]. DOI: https:10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12
36. Garcia-Herrero L, Costello C, De Menna F, et al. Eating away at sustainability. Food consumption and waste patterns in a US school canteen. Journal of Cleaner Production. 2021;279:123571. DOI:10.1016/j.jclepro.2020.123571
37. Petruzzelli M, Garcia-Herrero L, De Menna F, Vittuari M. Towards sustainable school meals: integrating environmental and cost implications for nutritious diets through optimisation modelling. Sustainability Science. 2023;1-20. DOI:10.1007/s11625-023-01346-9
38. Васюкова А.Т., Кривошонок К.В., Веденяпина М.Д., Кузнецов В.В. Моделирование системы оценки «индекса несъедаемости» в школьной столовой на примере рыбных блюд. Рыбное хозяйство. 2022;(2):88-100 [Vasyukova AT, Krivoshonok KV, Vedenyapina MD, Kuznetsov VV. Modeling of the evaluation system of the „inedibility index“ in the school cafeteria on the example of fish dishes. Fisheries. 2022;(2):88-100 (in Russian)]. DOI:10.37663/0131-6184-2022-2-88-100
39. Николаева С.В., Усенко Д.В., Шушакова Е.К., и др. Значение омега‑3 полиненасыщенных жирных кислот для детей. РМЖ. 2020;(2):28-32 [Nikolaieva SV, Usenko DV, Shushakova EK, et al. Omega‑3 polyunsaturated fatty acids value for children. RMJ. 2020;(2):28-32 (in Russian)].
________________________________________________
1. Tutelyan VA. Healthy food for public health. Public Health. 2021;1(1):56-64 (in Russian). DOI:10.21045/2782-1676-2021-1-1-56-64
2. Global’nye faktory riska dlia zdorov’ia. Smertnost’ i bremia boleznei, obuslovlennye nekotorymi osnovnymi faktorami riska. VOZ. 2015 (in Russian).
3. Tutel’ian VA, Nikitiuk DB, Buriak DA, et al. Kachestvo zhizni. Zdorov’e i pitanie. Atlas na russkom i angliiskom iazykakh. Quality of Life. Per. na angl. ON Kishko. Moscow: Meditsina, 2018 (in Russian).
4. O sostoianii zdorovogo pitaniia v Rossiiskoi Federatsii: Doklad. Moscow: Federal’naia sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka, 2020 (in Russian).
5. Novikova II, Shevkun IG, Yanovskaya GV, et al. The role of monitoring the quality of school meals in reducing the risk of nutrition-related diseases. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(2):31-6 (in Russian). DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-2-31-36
6. Detskoe pitanie: Rukovodstvo dlia vrachei. Pod red. VA Tutel’iana, IIa Konia. 4 izd., pererab. i dop. Moscow: Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo, 2017 (in Russian).
7. Oberlis D, Kharland B, Skal’nyi A. Biologicheskaia rol’ makro- i mikroelementov u cheloveka i zhivotnykh. Monografiia. Pod red. prof. AV Skal’nogo. Moscow: RUDN, 2018 (in Russian).
8. Programma optimizatsii vskarmlivaniia detei pervogo goda zhizni v Rossiiskoi Federatsii: Metodicheskie rekomendatsii. FGAU «NMITs zdorov’ia detei» Minzdrava Rossii. Moscow. 2019 (in Russian).
9. Natsional’naia programma po optimizatsii obespechennosti vitaminami i mineral’nymi veshchestvami detei Rossii (i ispol’zovaniiu vitaminnykh i vitaminno-mineral’nykh kompleksov i obogashchennykh produktov v pediatricheskoi praktike). Soiuz pediatrov Rossii, et al. Moscow: Pediatr, 2017 (in Russian).
10. Kodentsova VM, Risnik DV. Multiple micronutrient deficiency in preschool children and methods for its correction. Lechaschi Vrach. 2020;(6):52-7 (in Russian). DOI:10.26295/OS.2020.65.20.010
11. Durneva MU. Development of eating beh * avior: the way from infancy to adolescence. Review of foreign studies. Clinical Psychology and Special Education. 2015;4(3):1-19 (in Russian). DOI:10.17759/psycljn.2015040301
12. Pyrieva EA, Gmoshinskaya MV, Shilina NM, Gurchenkova MA. Early stages in the formation of eating behavior. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2017;62(3):125-9 (in Russian). DOI:10.21508/1027-4065-2017-62-3-125-129
13. Komarova ON, Khavkin AI. Psychogenic eating disorders in infants and ways of their correction. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2015;60(2):108-13 (in Russian).
14. Pavlovskaya EV. Feeding disorders in children: modern approaches to diagnosis and management. Medical Council. 2021;(17):32-9 (in Russian). DOI:10.21518/2079-701X‑2021-17-2
15. Bezrukikh MM, Son’kin VD, Farber DA. Vozrastnaia fiziologiia (fiziologiia razvitiia rebenka). 2 izd. Moscow: Akademiia, 2007 (in Russian).
16. Normy fiziologicheskikh potrebnosti v energii i pishchevykh veshchestvakh dlia razlichnykh grupp naseleniia Rossiiskoi Federatsii. Metodicheskie rekomendatsii MR 2.3.1.0253-21. Utv. Federal’noi sluzhboi po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka 22 iiulia 2021 g. Moscow. 2021 (in Russian).
17. Chernenkov YuV, Gumenyuk OI, Glushakov IA, Glushakova VD. Some aspects of developing diets for children of different age groups. Russian Journal of Woman and Child Health. 2023;6(2):169-74 (in Russian). DOI:10.32364/2618-8430-2023-6-2-169-174
18. Tapeshkina NV, Filimonov SN, Koskina SN, et al. Hygiene assessment of the nutrition of preschoolers living in monotown. Hygiene and Sanitation. 2020;99(7):712-8 (in Russian). DOI:10.33029/0016-9900-2020-99-7-712-718
19. Tapeshkina NV, Matveeva OV, Erdeeva SV, Kungurova SO. Comparative assessment of actual nutrition of preschoolers given uniform approaches to its organization. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):80-7 (in Russian). DOI:10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87
20. Vrzhesinskaya OA, Kodentsova VM, Starovoytov MV, et al. Assessment of vitamin supply in preschoolers. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2017;62(1):114-20 (in Russian). DOI:10.21508/1027-4065-2017-62-1-114-120
21. Tapeshkina NV, Koskina EV, Yagnyukova NV, et al. Actual aspects of feeding management for preschoolers. Hygiene and Sanitation. 2021;100(7):724-9 (in Russian). DOI:10.47470/0016-9900-2021-100-7-724-729
22. Filimonov SN, Tapeshkina NV, Koskina EV, et al. State of actual nutrition of school age. Hygiene and Sanitation. 2020;99(7):719-24 (in Russian).
DOI:10.33029/0016-9900-2020-99-7-719-724
23. Gorelova ZYu. Hygienic assessment of contemporary nutrition of schoolchildren at home. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(8):31-6 (in Russian). DOI:10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36
24. Levchuk LV. Health, macro- and micronutrient provision of children of preschool and primary school age. Prevention of alimentary-dependent conditions: specialty. Abstract of the dissertation … D. Sci. (Med.). Ekaterinburg. 2018 (in Russian).
25. Nikolaeva LA, Abdurafieva DD, Nefedieva AO. Hygienic assessment of the nutrition of preschool children. Epomen: Medical Sciences. 2023;9:7-13 (in Russian).
26. Kuchma VR, Tkachuk EA, Globenko NE. Nutrition problems of modern schoolchildren, including children with disorders of psychological development. Hygiene and Sanitation. 2022;101(11):1372-8 (in Russian). DOI:10.47470/0016-9900-2022-101-11-1372-1378
27. Tsukareva EA, Avchinnikovа DA. Comparative characteristics of the actual nutrition of younger schoolchildren with different indices of nutritional status. Hygiene and Sanitation. 2021;100(5):512-8 (in Russian). DOI:10.47470/0016-9900-2021-100-5-512-518
28. Kudrevatykh MA, Shatkhanova NA. Assessment of School Nutrition and Its Impact on Physical Development and Morbidity. Acta Biomedica Scientifica. 2020;5(5):81-5 (in Russian). DOI:10.29413/ABS.2020-5.5.11
29. Gigiena detei i podrostkov. Rekomendatsii po organizatsii pitaniia obuchaiushchikhsia obshcheobrazovatel’nykh organizatsii. Metodicheskie rekomendatsii MR 2.4.0179-20. Utv. Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 18.05.2020. Moscow, 2020 (in Russian).
30. O sostoianii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia v Rossiiskoi Federatsii v 2022 godu. Gosudarstvennyi doklad. Moscow: Federal’naia sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiia cheloveka, 2023 (in Russian).
31. Tørslev MK, Nørredam ML, Vitus K. Exploring foodscapes at a Danish Public School: How emotional spaces influence students’ eating practices. Food, Culture & Society. 2017;20(4):587-607. DOI:10.1080/15528014.2017.1357946
32. Vieux F, Dubois C, Duchêne C, Darmon N. Nutritional quality of school meals in France: impact of guidelines and the role of protein dishes. Nutrients. 2018;10(2):205. DOI:10.3390/nu10020205
33. Persson Osowski C, Göranzon H, Fjellström C. Teachers’ interaction with children in the school meal situation: the example of pedagogic meals in Sweden. J Nutr Educ Behav. 2013;45(5):420-7. DOI:10.1016/j.jneb.2013.02.008
34. Shuldais VA, Sagitova GR, Toropygina EA, et al. Multiple problems of school medicine: state of health and organization of nutrition for schoolchildren. Medical Council.
2022;(19):167-73 (in Russian). DOI:10.21518/2079-701X‑2022-16-19-167-173
35. Popova AYu, Shevkun IG, Yanovskaya GV, Novikova II. Hygienic assessment of organizing school nutrition in the Russian Federation. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(2):7-12 (in Russian). DOI: https:10.35627/2219-5238/2022-30-2-7-12
36. Garcia-Herrero L, Costello C, De Menna F, et al. Eating away at sustainability. Food consumption and waste patterns in a US school canteen. Journal of Cleaner Production. 2021;279:123571. DOI:10.1016/j.jclepro.2020.123571
37. Petruzzelli M, Garcia-Herrero L, De Menna F, Vittuari M. Towards sustainable school meals: integrating environmental and cost implications for nutritious diets through optimisation modelling. Sustainability Science. 2023;1-20. DOI:10.1007/s11625-023-01346-9
38. Vasyukova AT, Krivoshonok KV, Vedenyapina MD, Kuznetsov VV. Modeling of the evaluation system of the „inedibility index“ in the school cafeteria on the example of fish dishes. Fisheries. 2022;(2):88-100 (in Russian). DOI:10.37663/0131-6184-2022-2-88-100
39. Nikolaieva SV, Usenko DV, Shushakova EK, et al. Omega‑3 polyunsaturated fatty acids value for children. RMJ. 2020;(2):28-32 (in Russian).
Авторы
Е.А. Самороднова*
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Казань, Россия
*elenasamorodnova@yandex.ru