Эта статья открывает новую серию – «Амбулаторный прием». Когда-то Сенека произнес фразу: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». В полной мере это относится к врачу-терапевту, который первым у большинства пациентов должен уметь определить именно ту гавань, где наши больные улучшат качество жизни, быстрее справятся с осложнениями, научатся себя правильно вести и долго жить.
Однако сегодня, к великому сожалению, терапия перестала быть основным «брендом» в медицинском образовании. Если раньше кафедры терапии были ведущими в любом медицинском вузе, являлись основополагающими, представляли собой широкую врачебную платформу, то сейчас образовательные и профессиональные ценности немного сместились. Стало больше узких специальностей, профилированных кафедр, обучение акцентируется на результатах инструментальных данных и других вспомогательных методах. При этом клиническое мышление врача, традиционный осмотр, навыки пропедевтики внутренних болезней, дифференциальная диагностика и, наконец, современная персонифицированная медицина отступили на второй план.
Мало кто знает, что наши выдающиеся учителя-интернисты свой профессиональный путь начинали в прозектуре патологоанатомами. Сегодня, наоборот, нивелируется роль аутопсии, основной компонент роста педагогического и профессионального мастерства, развития клинического мышления, способа борьбы с ошибками и субъективизмом.
Что понимали под диагностикой и лечением наши учителя? Прежде всего – фундаментальные знания нормы и патологии, навыки физикального исследования больного, умение пользоваться данными инструментальной диагностики, дать адекватную клиническую оценку симптомов, прогноза заболевания, знание современных рекомендаций по лечению, умение применить индивидуализированный алгоритм лечения, знание структуры органов здравоохранения и правовых основ врачебной работы.
Однако в какой-то момент в образовании был упущен ключевой компонент – подготовка профессионального участкового врача-терапевта. В поликлинику обращается огромное число людей и прежде всего – к терапевту, который в дефиците времени должен правильно выделить приоритеты, поставить диагноз и понять, как нужно лечить, с кем консультировать, как следить за состоянием.
В какой-то мере статьи нашей новой серии помогут участковому терапевту разобраться с наиболее частыми ситуациями на приеме больных в поликлинике.