Изучали динамику реакции сердечно-сосудистой системы на моделируемый эмоциональный стресс у практически здоровых студентов и студентов с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии. Выявлены особенности динамики и корреляционные взаимосвязи между отдельными параметрами центральной гемодинамики у здоровых и лиц с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии. Степень изменения показателей гемодинамики (артериального давления, частоты сердечных сокращений, удельного периферического сопротивления) при проведении пробы с психоэмоциональной нагрузкой оказалась выше у студентов с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии, что свидетельствует о гиперреактивности сердечно-сосудистой системы у данного контингента.
Changes in cardiovascular responses to simulated emotional stress were studied in apparently healthy students and students with a family history of arterial hypertension (AH). The specific features of the changes and the correlations between individual central hemodynamic parameters were revealed in the healthy individuals and the subjects with a family history of AH. The magnitude of changes in hemodynamic parameters (blood pressure, heart rate, specific peripheral resistance) during the psychoemotional stress test proved to be higher in the students with a family history of AH, suggesting cardiovascular hyperreactivity in this contingent.
Key words: simulated stress, cardiovascular system, family history.
1. Агаджанян Н.А., Руженкова И.В., Старшинов Б.П. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма. Физиология человека. 1997; 23 (1): 93.
2. Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. Физиология человека. 2002; 28 (3): 23.
3. Ефимова И.В., Будыко Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Иркутск: Ирк. ун-т, 2003.
4. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2000; 3: 4.
5. Starr Y. Clinical test as simple method of estimating cardiac stroke volume from blood pressure and age. Y Starr Circulation 1954; 9: 664.
6. Савицкий Н.Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л.: Медицина, 1974.
7. Дуда И.В., Дуда В.И. Клиническое акушерство. М.: Медицина, 1997.
8. Аринчин В.Ф. Оценка функционального состояния сердца у детей в онтогенезе. Вопросы охраны материнства и детства. 1983; 2: 21.
9. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность человека. Киев: Здоровье, 1986.
10. Агаджанян Н.А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма. Физиология человека. 1997; 23 (1): 93–7.
11. Баевский P.M., Берсенева А.П., Вакулин В.К. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения. Здравоохранение РФ. 1987; 8: 11–7.
Авторы
Т.А.Першина, А.П.Спицин, С.Ф.Гуляева*
ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава РФ
*Prof-gulaeva@mail.ru