Материалы доступны только для специалистов сферы здравоохранения. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Реабилитация детей: принципы и направления
________________________________________________
For citation: Goncharova O.V., Sokolovskaia T.A., Kuranov G.V. Children rehabilitation: principles and directions. Consilium Medicum. Pediatrics (Suppl.). 2015; 2: 5–9.
Материалы доступны только для специалистов сферы здравоохранения. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Основные направления коррекционной работы с детьми первого года жизни строятся на развитии сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия); зрительно-моторной и слухо-моторной координации в процессе предметно-практических манипуляций; стимуляции эмоционального общения, речевых функций. Психокоррекционные занятия в возрасте от 1 до 2 лет направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой и интеллектуальной функций: ориентировочная реакция на новый предмет; умение выделять предметы, способность действия с ними; ориентировка на свойства и качества предметов. У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется конструктивной деятельности (конструирование башен, дорожек, заборов из разноцветных кубиков и кирпичиков) – эффективному методу развития умственных способностей ребенка. Целью психологической коррекции младших школьников является оптимизация интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важную роль играют социальная реабилитация (включающая обучение самообслуживанию, персональной сохранности, социальным навыкам, общению, социальной независимости и пр.), педагогическая реабилитация (мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, способствующие получению определенных знаний, умений и навыков самообслуживания, самоконтроля и осознанного поведения), образовательная реабилитация (включающая процессы получения общего образования, а при необходимости – разных уровней и видов специального или дополнительного образования), социально-трудовая адаптация (направленная на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалидов, способствующая адаптации инвалида к требованиям производства), трудотерапия (вид занятий, формирующих навыки независимого функционирования).
Ключевые слова: развитие детей, реабилитация, психологическая коррекция.
________________________________________________
The article for the doctors shows the great attention on non-medical aspects of rehabilitation and plays a big role in its efficacy. The pediatricians, neurologists and rehabilitologists can use this basic knowledge in their work with parents whose children have these or other abnormalities. The main directions of the corrective work with children during the first year of life are built on the development of sensory functions (visual and auditory sensations); hand-eye and auditory-motor coordination in the process of practical manipulation; emotional communication stimulation, language function. Psychocorrective study in children aged 1–2 years old is aimed at the development of psychomotor, sensory, speech and intellectual functions: estimated reaction concerning new subject; the ability to allocate subjects, the ability to action with them; the orientation on characteristics and subject quality. The special attention is paid to the constructive work (the construction of the towers, walkways, fences using colored cubes and bricks) in preschool children and is effective way to develop children mental abilities. The aim of psychological correction of junior high school students is the optimization of intellectual activity through the stimulation of mental processes and the formation of positive motivation in learning.
The important role is played by social rehabilitation (including self-service training, personal safety, social skills, communication, social independence, etc.), pedagogical rehabilitation (educational activities and training measures concerning minors with disabilities, contributing to obtain certain knowledge and skills of self-service, self-control and conscious behavior), educational rehabilitation (including the basic education receiving and, if necessary, the possibility to receive different levels and types of special or additional education), social and labor adaptation (aimed at the adaptation of the working environment to the needs and requirements of disabled people, promoting the adaptation of disabled people to the production requirements), craft therapy (activity, forming the independent living skills).
Key words: child development, rehabilitation, psychological correction.
3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2004; с. 163–5, 192–4, 204–8. / Mamaichuk I.I., Il'ina M.N. Pomoshch' psikhologa rebenku s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia. SPb., 2004; s. 163–5, 192–4, 204–8. [in Russian]
3. Шиньянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999; с. 245–6. / Shin'ianov E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. M., 1999; s. 245–6. [in Russian]
4. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2002; с. 12–8, 64–73, 120–34, 304–6. / Kholostova E.I., Dement'eva N.F. Sotsial'naia reabilitatsiia. Uchebnoe posobie. M., 2002; s. 12–8, 64–73, 120–34, 304–6. [in Russian]
________________________________________________
1. Blinova L.N. Diagnostika i korrektsiia v obrazovanii detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia. Uchebnoe posobie. M.: Izd-vo NTs ENAS, 2001. [in Russian]
3. Mamaichuk I.I., Il'ina M.N. Pomoshch' psikhologa rebenku s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia. SPb., 2004; s. 163–5, 192–4, 204–8. [in Russian]
3. Shin'ianov E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. M., 1999; s. 245–6. [in Russian]
4. Kholostova E.I., Dement'eva N.F. Sotsial'naia reabilitatsiia. Uchebnoe posobie. M., 2002; s. 12–8, 64–73, 120–34, 304–6. [in Russian]
1 ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России. 119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2;
2 ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, д. 11;
3 ГБОУ ВПО Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера Минздрава России. 614000, Россия, Пермь, ул. Петропавловская, д. 26
*med-info@mail.ru
________________________________________________
O.V.Goncharova*1, T.A.Sokolovskaya2, G.V.Kuranov3
1 I.M.Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trubetskaia, d. 8, str. 2;
2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation. 127254, Russian Federation, Moscow, ul. Dobroliubova, d. 11;
3 E.A.Wagner Perm State Medical University. 614000, Russian Federation, Perm, ul. Petropavlovskaia, d. 26
*med-info@mail.ru