Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков
Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков
Асеева Е.В., Геппе Н.А., Гребенева И.В., Коваленко И.В., Бухаров Д.Г., Малышев В.С. Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков. Педиатрия. Consilium Medicum. 2024;1:49–54.
DOI: 10.26442/26586630.2024.1.202684
Aseeva EV, Geppe NA, Grebeneva IV, Kovalenko IV, Bukharov DG, Malyshev VS. Study of the acoustic breathing pattern in children with bronchial asthma using a Respiratory Sound Recorder. Pediatrics. Consilium Medicum. 2024;1:49–54. DOI: 10.26442/26586630.2024.1.202684
Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков
Асеева Е.В., Геппе Н.А., Гребенева И.В., Коваленко И.В., Бухаров Д.Г., Малышев В.С. Исследование акустического паттерна дыхания у детей с бронхиальной астмой с использованием регистратора респираторных звуков. Педиатрия. Consilium Medicum. 2024;1:49–54.
DOI: 10.26442/26586630.2024.1.202684
Aseeva EV, Geppe NA, Grebeneva IV, Kovalenko IV, Bukharov DG, Malyshev VS. Study of the acoustic breathing pattern in children with bronchial asthma using a Respiratory Sound Recorder. Pediatrics. Consilium Medicum. 2024;1:49–54. DOI: 10.26442/26586630.2024.1.202684
Обоснование. Исследование функции внешнего дыхания методом спирометрии у детей раннего возраста связано с определенными сложностями при проведении процедуры. Регистратор респираторных звуков (РРЗ) – современный прибор, при помощи которого можно оценивать акустический паттерн дыхания во время вдоха и выдоха при спокойном дыхании. Цель. Провести сравнительный анализ показателей компьютерной бронхофонографии у детей с астмой и у детей в контрольной группе без респираторной патологии с использованием РРЗ. Материалы и методы. Оценка функции внешнего дыхания проводилась методом компьютерной бронхофонографии с использованием РРЗ. Обследованы 215 практически здоровых детей от 1 до 18 лет, которые составили контрольную группу. Основную группу обследованных составили дети со среднетяжелой (n=80) и тяжелой бронхиальной астмой – БА (n=40), из них в обострении обследованы 54 пациента. Результаты. У всех пациентов с обострением БА основной группы с обострением акустический компонент работы дыхания оказался достоверно выше, чем в контрольной группе. Отличия выявлены в низкочастотном P1, среднечастотном P2 и высокочастотном диапазоне P3 (p<0,05). При сравнении акустического компонента работы дыхания у пациентов с обострением и ремиссией БА выявлена статистически достоверная разница во всех частотных диапазонах (p<0,005). При анализе продолжительности вдоха и выдоха у здоровых детей разного возраста не выявлено статистически достоверной разницы. У пациентов с БА в обострении вдох и выдох оказались достоверно длиннее, чем у здорового ребенка (p<0,005). Заключение. В нашем исследовании показано, что РРЗ можно эффективно использовать для диагностики нарушений бронхиальной проходимости у детей разного возраста.
Ключевые слова: компьютерная бронхофонография, регистратор респираторных звуков, функция внешнего дыхания, астма, дети
________________________________________________
Background. The study of external respiration function using spirometry in young children is associated with certain difficulties during the procedure. The respiratory sound recorder is a modern device with which you can evaluate the acoustic breathing pattern during inhalation and exhalation during quiet breathing. Aim. To conduct a comparative analysis of computer bronchophonography indicators in children with asthma and in children in the control group without respiratory pathology using a respiratory sound recorder. Materials and methods. External respiration function was assessed using computer bronchophonography using a respiratory sound recorder; 215 practically healthy children from 1 to 18 years old, who formed the control group, were examined. The main group of those examined included children with moderate (n=80) and severe bronchial asthma (n=40), of which (n=54) patients were examined in exacerbation. Results. In all patients with asthma in the main group with exacerbation, the acoustic component of work of breathing (ACWP) was significantly higher than in the control group. Differences were detected in the low-frequency P1, mid-frequency P2 and high-frequency range P3 (p<0.05). When comparing ACRD in patients with asthma with exacerbation and remission, a statistically significant difference was revealed in all frequency ranges (p<0.005). When analyzing the duration of inhalation and exhalation in healthy children of different ages, no statistically significant difference was revealed. In patients with exacerbated asthma, inhalation and exhalation were significantly longer than in a healthy child (p<0.005). Conclusion. Our study shows that a respiratory sound recorder can be effectively used to diagnose bronchial obstruction disorders in children of different ages.
1. The Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Global Initiative for Asthma (GINA) 2023. Available at: http://www.ginasthma.org. Accessed: 10.10.2023
2. Геппе Н.А., Колосова Н.Г., Кондюрина Е.Г., и др. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М.: МедКом-Про, 2021; [Geppe NA, Kolosova NG, Kondyurina EG, et el. Natsionalnaia programmma “Bronkhialnaia astma u detei. Strategiia lecheniia I profilaktika”. Mocow: MedCom-Pro, 2021; (in Russian)].
3. Бронхиальная астма. Федеральные клинические рекомендации. Российское респираторное общество (РРО). 2021. Режим доступа: www.spulmo.ru. Ссылка активна на 10.10.2023 [Bronchial asthma. Federal clinical guidelines. Russian Respiratory Society (RRO). 2021. Available at: www.spulmo.ru. Accessed: 10.10.2023 (in Russian)].
4. Геппе Н.А., Малышев В.С. Компьютерная бронхография респираторного цикла. М.: Медиа Сфера, 2016; [Geppe NA, Malyshev VS. Komp’iuternaia bronkhografiia respiratornogo tsikla. Moscow: Mediasphera, 2016; (in Russian)].
5. Cabot RC, Dodge HF. Frequency characteristics of heart and lung sounds. J Am Med Assoc. 1925;84:1793-5.
6. McKusick VA, Jenkins JT, Webb GN. The acoustic basis of chest examination. Am Rev Tuberculosis. 1955;72(1):12-34. DOI:10.1164/artpd.1955.72.1.12
7. Pramono RXA, Bowyer S, Rodriguez-Villegas E. Automatic adventitious respiratory sound analysis:A systematic review. PLoS One. 2017;12(5):e0177926. DOI:10.1371/journal.pone.0177926
8. Bertrand ZF, Segall KD, Sánchez DI, et al. Pulmonary auscultation in the 21st century. Revista chilena de pediatría. 2020; 91(4):500-6. DOI:10.32641/rchped.v91i4.1465
9. Sarkar M, Madabhavi I, Niranjan N, et al. Auscultation of the respiratory system. Ann Thorac Med. 2015;10(3):158-68. DOI:10.4103/1817-1737
10. Eke Gungor H, Sahiner UM, Altuner Torun Y. Spirometry in children with asthma and/or allergic rhinitis: comparison of FEF25-75% with the standard measures. Minerva Pediatrica. 2019;71(2):103-9. DOI:10.23736/S0026-4946.16.04267-5
11. Piirilä P, Sovijärvi AR. Crackles: recording, analysis and clinical significance. Eur Respir J. 1995;8(12):2139-48. DOI:10.1183/09031936.95.08122139
12. Малышев В.С., Федорова Е.В., Боровкова А.М., и др. Модель обработки массива экспериментальных данных по определению временной структуры респираторного цикла. Вестник МЭИ. 2018;4:138-44 [Malyshev VS, Fedorova EV, Borovkova AM, et al. Model’ obrabotki massiva eksperimental’nyh dannyh po opredeleniyu vremennoj struktury respiratornogo cikla. Vestnik MEI. 2018;4:138-44 (in Russian)]. DOI:10.24160/1993-6982-2018-4-138-144
13. Методические рекомендации «Спирометрия». Российское респираторное общество (РРО). 2023. Режим доступа: https://spulmo.ru/upload/kr/Spirometria_2023.pdf?t=1. Ссылка активна на 10.10.2023 [Methodological recommendations Spirometry. Russian Respiratory Society (RRO). 2023. Available at: https://spulmo.ru/upload/kr/Spirometria_2023.pdf?t=1. Accessed: 10.10.2023 (in Russian)].
14. Brown A, McNaughten B, Russell C, et al. How to interpret spirometry in a child with suspected asthma. Archives of disease in childhood. Education Practice Edition. 2022;107(6):435-41. DOI:10.1136/archdischild-2022-324308
15. Асеева Е.В., Геппе Н.А., Малышев В.С., и др. Регистратор респираторных звуков для компьютерного анализа паттерна дыхания у детей. Доктор.Ру. 2023;22(3):45-50 [Aseeva EV, Geppe NA, Malyshev VS, et al. Respiratory sound recorder for computer analysis of breathing patterns in children. Doctor.Ru. 2023;22(3):45-50 (in Russian)]. DOI:10.31550/1727-2378-2023-22-3-45-50
16. Павлинова Е.Б., Геппе Н.А., Малышев В.С., и др. Инновационный подход к диагностике бронхообструктивного синдрома у детей с муковисцидозом. Доктор.Ру.
2019;5:6-10 [Pavlinova EB, Geppe NA, Malyshev VS, et al. An Innovative Approach to the Diagnosis of Bronchial Obstruction Syndrome in Children with Cystic Fibrosis. Doctor.Ru. 2019;5:6-10 (in Russian)]. DOI:10.31550/1727-2378-2019-160-5-6-10
________________________________________________
1. The Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Global Initiative for Asthma (GINA) 2023. Available at: http://www.ginasthma.org. Accessed: 10.10.2023
2. Geppe NA, Kolosova NG, Kondyurina EG, et el. Natsionalnaia programmma “Bronkhialnaia astma u detei. Strategiia lecheniia I profilaktika”. Mocow: MedCom-Pro, 2021; (in Russian).
3. Bronchial asthma. Federal clinical guidelines. Russian Respiratory Society (RRO). 2021. Available at: www.spulmo.ru. Accessed: 10.10.2023 (in Russian).
4. Geppe NA, Malyshev VS. Komp’iuternaia bronkhografiia respiratornogo tsikla. Moscow: Mediasphera, 2016; (in Russian).
5. Cabot RC, Dodge HF. Frequency characteristics of heart and lung sounds. J Am Med Assoc. 1925;84:1793-5.
6. McKusick VA, Jenkins JT, Webb GN. The acoustic basis of chest examination. Am Rev Tuberculosis. 1955;72(1):12-34. DOI:10.1164/artpd.1955.72.1.12
7. Pramono RXA, Bowyer S, Rodriguez-Villegas E. Automatic adventitious respiratory sound analysis:A systematic review. PLoS One. 2017;12(5):e0177926. DOI:10.1371/journal.pone.0177926
8. Bertrand ZF, Segall KD, Sánchez DI, et al. Pulmonary auscultation in the 21st century. Revista chilena de pediatría. 2020; 91(4):500-6. DOI:10.32641/rchped.v91i4.1465
9. Sarkar M, Madabhavi I, Niranjan N, et al. Auscultation of the respiratory system. Ann Thorac Med. 2015;10(3):158-68. DOI:10.4103/1817-1737
10. Eke Gungor H, Sahiner UM, Altuner Torun Y. Spirometry in children with asthma and/or allergic rhinitis: comparison of FEF25-75% with the standard measures. Minerva Pediatrica. 2019;71(2):103-9. DOI:10.23736/S0026-4946.16.04267-5
11. Piirilä P, Sovijärvi AR. Crackles: recording, analysis and clinical significance. Eur Respir J. 1995;8(12):2139-48. DOI:10.1183/09031936.95.08122139
12. Malyshev VS, Fedorova EV, Borovkova AM, et al. Model’ obrabotki massiva eksperimental’nyh dannyh po opredeleniyu vremennoj struktury respiratornogo cikla. Vestnik MEI. 2018;4:138-44 (in Russian). DOI:10.24160/1993-6982-2018-4-138-144
13. Methodological recommendations Spirometry. Russian Respiratory Society (RRO). 2023. Available at: https://spulmo.ru/upload/kr/Spirometria_2023.pdf?t=1. Accessed: 10.10.2023 (in Russian).
14. Brown A, McNaughten B, Russell C, et al. How to interpret spirometry in a child with suspected asthma. Archives of disease in childhood. Education Practice Edition. 2022;107(6):435-41. DOI:10.1136/archdischild-2022-324308
15. Aseeva EV, Geppe NA, Malyshev VS, et al. Respiratory sound recorder for computer analysis of breathing patterns in children. Doctor.Ru. 2023;22(3):45-50 (in Russian). DOI:10.31550/1727-2378-2023-22-3-45-50
16. Pavlinova EB, Geppe NA, Malyshev VS, et al. An Innovative Approach to the Diagnosis of Bronchial Obstruction Syndrome in Children with Cystic Fibrosis. Doctor.Ru. 2019;5:6-10 (in Russian). DOI:10.31550/1727-2378-2019-160-5-6-10
1ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия; 2ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, Россия; 3ГБУЗ МО «Подольская детская городская больница», Подольск, Россия; 4ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет “МЭИ”», Москва, Россия
*liza.romantseva@yandex.ru
________________________________________________
Elizaveta V. Aseeva*1, Natalia A. Geppe1, Irina V. Grebeneva1, Irina V. Kovalenko2,3, Dmitrii G. Bukharov4, Vladimir S. Malyshev4
1Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia; 2Morozov Children's City Clinical Hospital, Moscow, Russia; 3Podolsk Children's City Hospital, Podolsk, Russia; 4National Research University “Moscow Power Engineering Institute”, Moscow, Russia
*liza.romantseva@yandex.ru